В «Бхагавад-Гите» — одной из священных книг йоги и величайшем памятнике древнеиндийской литературы описано большое количество видов йоги: Джняна-йога (йога познания), Карма-йога (йога действия), Саньяса-йога (йога самоотречения), Абхьяса-йога (йога постоянных усилий), Дхьяна-йога (йога медитации),
Бхакти-йога (йога любви и преданности), Буддхи-йога (йога мудрости), Атман-йога (йога собственного «Я», истинной сущности).
Все данные виды йоги различаются только лишь на первый взгляд, многогранно переплетаясь друг с другом. По сути, невозможно практиковать какой-то один вид йоги без использования элементов другого вида. Ведущие виды йоги – это йога действия (Карма-йога), йога познания (Джняна-йога) и йога преданности (Бхакти-йога). Они вбирают в себя особенности всех вышеперечисленных.
Карма-йога представляет собой путь труда, лишенного корысти. Для практикующего данный вид йоги главным является польза для другого, а не личные эгоистичные желания. Все внимание концентрируется на выполняемых действиях. Целью является максимально качественный и эффективный труд, а ответственность – мерило этого труда. Карма-йога – это медитация в действии.
Такой вид йоги подходит практически каждому и приводит практикующего к гарантированному результату. Спокойное и уравновешенное отношение к труду, высокая степень концентрации на нем, медитативное состояние в процессе выполнения ежедневных дел являются не только гарантом эффективности данного пути, но и постепенно приводят практикующего к гармоничному состоянию психики.
Джняна-йога является путем познания и совершенствования в себе высшего разума. Данный вид йоги является самостоятельной практикой, хотя и не исключает использования других подходов.
Первым этапом Джняна-йоги является очищение и совершенствование логического ума. Целью является развитие четкости при построении логических рассуждений и крепкой памяти.
Следующим этапом является развитие интуиции. Основная задача на этой ступени – это овладение состоянием вдохновения и творчества, превращая его в привычный инструмент осознания мира. Интуитивный ум способен решать те задачи, перед которыми логика бессильна.
Данный вид йоги широко используется учеными, изобретателями, политиками, одним словом, всеми, кому необходим ясный, гибкий и быстрый ум.
Бхакти-йога является путем любви, преданности и религиозного поклонения. Он требует открытости сердца и постоянного проявления любви к избранному божеству. Путь Бхакти естественным образом переплетен с путем Карма-йоги, т.к. практикующий данный подход каждое свое действие посвящает единому Богу (через выбранный аспект любимого божества) и создает предпосылки для развития благой кармы. Вся жизнь человека, идущего путем бхакти, становится ритуалом поклонения: «Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, чем бы ты ни жертвовал, делай это ради Меня, и я дарую тебе благополучие» /Бхагавад-Гита/
Янтра и Мантра-йога являются видами йоги, базирующихся на сенсорных возможностях человека.
Активным началом данных подходов являются не только концентрация, которая уже естественным образом осуществляет воздействие на сознание, но также еще и форма, цвет, звук.
Янтра-йога использует графические изображения, мантра-йога – звуки.
Рисунок для созерцания (янтра), выполненный с использованием чистых цветов, привлекает внимание практикующего. Составной геометрический узор захватывает его и направляет вглубь. Янтра также может использоваться и для других целей, например, для вхождения в определенное эмоциональное состояние, освобождения сознания от суеты ума или для создания необходимых образов.
Мантра – это основной инструмент Мантра-йоги. Она представляет собой совокупность характерных вибраций, выраженных в слове или фразе. Чаще всего мантры обращены к тому или иному божеству и включают в себя его имя и специфические характеристики. Считается, что при длительном многочасовом повторении мантры происходит сонастройка индивидуального сознания практикующего с сознанием того объекта, на который направлена мантра, что дает возможность преодолеть ограниченность сознания и расширить его.
Лайя-йога базируется на тантрической традиции чакр и подъеме кундалини. Каждому энергетическому центру соответствует свое графическое изображение и определенный набор звуков. Способ их воздействия созвучен Янтра и Мантра-йоге. Отличием является «оживление» янтры и мантры и их наполнение характерным эмоциональным и смысловым содержанием.
В ходе регулярной практики концентрации на символах и их содержании практикующий получает возможность закреплять характерные психоэмоциональные состояния, которые резонируют с чакрами. Дальнейшая концентрация только лишь на образах запускает пусковой механизм активизации конкретного энергетического центра.
Аштанга-йога представляет собой не столько отдельный вид, сколько принцип построения йогической системы. Аштанга переводится с санскрита как «восемь». Именно такое количество ступеней выделил Патанджали в своих «Йога сутрах» на пути достижения Самадхи.
Первые две ступени йоги – это Яма и Нияма – комплекс нравственно-этических принципов, создающих благоприятные условия для полноценной эволюции сознания. Совместно с шаткармами (очистительными упражнениями) данные две ступени составляют фундамент Крийя-йоги. Она является достигнутой, когда сознание лишает проблем тела (болезней, недомоганий) и трудностей коммуникации с внешней средой (стресса, непонимания и конфликтов).
Последующие две ступени – Асана и Пранаяма, их принято объединять в рамки Хатха-йоги. Благодаря упражнению в них, садхака развивает свое тело и внимание, освобождаясь от всех возможных недугов.
Следующие четыре ступени – Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи часто выделяют как Раджа-йогу. Все они являются различными этапами овладения способностью управлять своим внимание и сознанием.
Приведенные в данной статье виды йоги и их отличия являются беглым конспектом во всём многообразии различных подходов и призваны показать великое множество путей познания Единого.