Проявленные жизни индивидуального сознания называют колесом – колесом сансары, колесом жизни и смерти, колесом бесконечных рождений и смертей. Когда возникает желание, сознание просыпается и начинает совершать действия по осуществлению своих желаний. Когда отведенная энергия заканчивается, тело умирает, а сознание засыпает и набирается сил до следующего рывка (рождения).
Согласно представлениям древних, если желание исполняется, после смерти физического тела индивидуальное сознание испытывает удовлетворенность и отдыхает в так называемом раю – небесном пространстве. Там его посещают новые мысли и видения, обусловленные опытом прошлых воплощений, формирующиеся в желания, побуждающие его снова рождаться.
Если желание не исполняется, а тело умирает, ум продолжает терзаться и изводить себя, пребывая в так называемых демонических мирах, пока наконец не получит возможность снова воплотиться в теле и реализовать свои желания.
Когда истощается сама сила желать, либо вследствие разочарования (все во внешнем мире, что приходит, рано или поздно уходит), либо вследствие пресыщения, приходит мокша или освобождение.
Мокша – не просто смерть физического тела. Это путь назад, к Источнику, к Истине. Мокша может случиться и при жизни материального тела. Мокша – это освобождение от обусловленностей того или иного иллюзорного видения реальности. Только после мокши расцветает настоящая жизнь или истинное творчество.
Мокша начинается тогда, когда человека перестает удовлетворять его материальная и социальная жизнь, и он начинает искать что-то еще, что-то еле уловимое, не оформленное, не понятное, но это что-то не даст покоя, пока не будет найдено.
Человек обращается к религии, разочаровываясь, начинает заниматься практиками так называемого духовного роста, посещать места паломничества, искать учителей и т.д. и т.п. до бесконечности, но облегчение наступает все равно лишь временное. «От себя не убежишь». И когда он это осознает, осознает, что вся проблематика, вся драма его жизни кроется в нем самом, начинается путь к освобождению.
Никакие учителя, практики, пути не могут дать истину. Они лишь указывают на нее.
Освобождаются те, кто сумел пройти свой личный ад, посмотреть в лицо своим страхам, осознать и принять свою тень и, тем самым, собрать все разрозненные частицы своей собственной души. Перец жжет только, когда он один. Когда его добавляют в пищу в нужном количестве, он придает пикантность и своеобразие. Также и с человеком. Чем больше отрицать и закрывать глаза на свои теневые стороны, тем они чернее, больше и страшнее кажутся. Но когда оборачиваешься и смотришь на них, весь их ужас улетучивается в одночасье, и кровожадный зверь превращается в милое животное.
Путь к освобождению – это путь страдания и очищения. Страдает и очищается ум, которому приходится расставаться со всеми своими иллюзиями о праведной и неправедной жизни, о благородстве и бесчестии, о грехе и добродетели, о черном и белом, о правильном и неправильном. Одним словом со всеми своими представлениями о мире, людях и даже самоидентификации. «Кто ты?» — основной вопрос пути освобождения. Пока ответы находятся – человек в плену ума. Когда ответы иссякают, ум переключается в иное состояние сознания вне концепций, рационализаций, обусловленностей и поисков. Это и есть проблеск Мокши.
Освобождаются те, кто смог разглядеть Себя сквозь покровы представлений, определений, разрозненных субличностей. Когда подобное видение становится определяющим, случается Мокша. И с этого момента человек перестает быть ограниченным сознанием, и его жизнь превращается в Лилу.
Автор статьи — Лариса Семиколенова
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов