Слово «йога» сформировалось на основе санскрита. Его дословный перевод с этого древнего языка – «узда», «упряжка». Есть также целый ряд других (скорее всего, более поздних) значений: связь, союз, усилие, сосредоточение. Существует также огромное количество интерпретаций, связанных с данным словом, но именно определений, которые однозначно приняты всеми школами и направлениями в качестве фундамента известно всего два.
Первое определение слову «йога» можно найти в «Катха-Упанишаде»
Стоит обратить внимание, что это текст, в котором очень чётко дано определение термину «йога», говорит о том, что родоначальником данного искусства является совсем не Кришна или Шива, которые по очереди принимали на себя роль «отца йоги» в более позднее время, скорее всего, не без влияния «руководителей развития социума». А авторство принадлежит Яме – лицу, ответственному за смерть.
Второе определение йоги, данное Патанджали в работе, ориентировочно датируемой 2-м столетием до Р.Х., известной как «Йога Сутры» или «Йога Даршана», звучит следующим образом:
Таким образом Патанджали пытался донести, что под контролем он подразумевал только лишь «управление деятельностью ума».
То есть йога – это «контроль» или «узда», или «управление» — определенное состояние сознания в процессе восприятия и переработки информации.
Каким же образом обычному человеку можно получить пользу от этой древней науки и прийти к данному состоянию?
Достижение этого состояние сознания реализуется путем регулярного и настойчивого использования различных технических инструментов – разнообразных практик, начиная с ямы и ниямы (нравственно-этических принципов), через асану (различные положение тела), пранаяму (искусство управления дыханием), пратьяхару (разворачиванию органов чувств от внешних объектов вовнутрь) к дхаране (концентрации), дхьяне (еще более глубокой концентрации на грани слияния с объектом восприятия) и самадхи (расширение границ своего сознания на всё бытиё).
Если человек не обладает самоконтролем (йогой), он попросту не способен адекватно воспринимать ни себя, ни окружающий мир. В сферу его восприятия попадает только лишь его собственная суета ума, базирующаяся на инстинктах и желаниях. Он созерцает лишь свои ассоциативные ряды, образы, мысли, эмоциональные реакции, шаблоны реагирования и т.д. И именно эту суету ума человек и принимает за самого себя. А в это время наше истинное «Я» находится качественно спрятанным за густым лесом всего этого хлама.
Польза йоги заключается ещё и в том, что она позволяет произвести данное разотождествление, отведя уму почетное, но далеко не первое место как инструменту по принятию, обработке и выводу информации. Тогда наше истинное «Я» может выглянуть из-за частокола ума и наблюдать Реальность во всем её естестве.
Путь йоги не легок, он подразумевает ежесекундную работу над собой: над своими недостатками, слабостями, негативными чертами характера, привычными шаблонами реагирования на одни и те же ситуации, однако он наполнен до краев возможностью осознанного проживания собственной жизни, и наделяет практикующего человека приятными «побочными эффектами» в виде отменного здоровья, отличного самочувствия и настроения, ясности мышления и крепкой памяти, способности творчески мыслить и действовать, свободы от страхов, сомнений и заблуждений…