Как духовные искатели мы начинаем свою духовную жизнь с набора практик, которые дают нам определенный опыт и в последующем поведут нас вперед на пути. Но вскоре мы обнаруживаем, что прогресс дается нелегко, все, что мы достигаем в практике, кажется для нас незначительным. В этом и заключается одна из величайших истин на пути самореализации: что без существенной корректировки образа жизни происходит своеобразная блокировка духовного прогресса.
Какие же настройки необходимо провести в своем образе жизни, чтобы развитие шло более интенсивно?
Основной упор, конечно, должен быть направлен на ум. Все наши действия исходят из ума. Желания порождают санкальпу (решительность и готовность к действию), которая затем реализуется посредством индрий (органов действия). Так что ум должен быть управляемым и очищенным. Это довольно длительный процесс, который требует терпения и настойчивости, и поэтому некоторые люди бросают свои духовные практики.
Мы оказываемся в противоречивой ситуации — мы хотим иметь опыт более высоких состояний, но в то же время вынуждены удовлетворять потребности своей материальной жизни. Духовное развитие не является основной целью в жизни для среднего человека, его тянет к реализации материальных желаний.
Такие люди не могут отказаться от удобств и осуществлять практику без ожидания плодов на протяжении многих лет. В своих усилиях они не следуют умеренности и колеблются от аскетизма к роскоши, от пессимизма к оптимизму. Если существует такая разнонаправленная тенденция, то в уме рождается внутренний конфликт, и способность управления собственным умом резко падает. Йога ума не может начаться, если не принять решение о тотальной трансформации. В данном случае в жизни должна главенствовать единственная цель – самореализация. И Вы уже никогда не будете тем человеком, который есть сейчас.
Как бы то ни было, мы не можем получить тонкий опыт до тех пор, пока наш ум не очищен. В исходной точке духовного роста мы имеем опыт только своего эго. Мы идентифицируем себя с этим опытом и говорим себе: «Я злюсь, я расстроен, я счастлив, я голоден…» После регулярной практики основных инструментов йоги (шаткарм, асан, пранаям и ряда других техник) мы начинаем понимать, что «я» и ум – это вообще-то две совершенно разные вещи. Мы начинаем осознавать, что находились в иллюзии по поводу того, что думали, что хорошо управляем своим умом. На самом же деле ум стал управлять всей нашей жизнью.
Если наш ум полон различных впечатлений, которые базируются на страхах, иллюзиях, ложных ценностях, то такой ум очень сложно подчинить своей воле. Он будет колебаться и выводить в сферу сознания порой не самую приятную информацию. Такие болезни ума на санскрите называются «клеши». Они являются причиной страдания живого существа.
Для начала нужно определить, что мне нужно, чтобы подчинить ум своей воле. Как это не парадоксально, но мы активно включаемся в наблюдение и комментарии относительно внешнего мира, но совсем не обращаем внимания на состояние своего собственного ума! Это влияние майи (иллюзии), которая устремляет нас вовне вместо того, чтобы искать свободу внутри себя.
Мы всеми силами стремимся сохранить свободу и неприкосновенность нашей страны, нации, семьи, но в то же время находимся под могущественной тиранией своего собственного ума. Мы постоянно действуем на основе своих желаний, воспоминаний и планах на будущее, находясь в тисках между счастьем и горем. Лишь немногие люди осознают это и имеют силы изменить себя, становясь духовными искателями.
Пусть мир останется таким, какой он есть. Гораздо важнее осуществить внутреннюю трансформацию. В этом на может помочь йога.
Йога ума начинается с его очищения.
Путь раджа-йоги, описанный Патанджали рекомендует следовать яме и нияме, одной из которых является шауча – очищение.
Первый этап по очищению ума заключается в очистке трех гун. У большинства людей в нашем социуме в уме доминирует либо раджас (гуна страсти), которая провоцирует человека испытывать гнев, похоть, жадность, враждебность, либо тамас (гуна невежества), заставляющая впадать в состояния инерции, отупения, ригидности.
Задача человека, начавшего свое духовное восхождение, сводится к нейтрализации тамаса (это достигается путем практики шаткарм, асан, пранаям) и раджаса (за счет практики мантр, а также других инструментов) и укоренение в состоянии саттвы.
Саттва включает в себя чувство безграничной любви, сострадания, смирения и удовлетворения.
Искоренение негативных качеств – это задача, которая ложится только лишь на наши плечи. Никто другой в этом не сможет нам помочь.