Современное информационное пространство йогического знания изобилует разнообразными подходами к практике, приводящими к достижению здоровья физического тела и более «высоких» состояний сознания по отношению к среднестатистическому вибрационному состоянию обычного человека, проживающего в нашей социально-культурной среде.
Ряд методических систем справляются с этой задачей лучше, иные — менее успешно. И это замечательно, ведь каждый, кто становится на путь практики йоги, благодаря такому многообразию может подобрать те инструменты, которые будут в максимальной степени эффективны конкретно для него, с учетом всевозможных нюансов и спецификаций исходного состояния, поставленных целей и рядом иных факторов.
И вроде бы все отлично — выбирай свой стиль практики — и двигайся по выбранному пути, переходя по ступеням йоги, совершенствуя себя и все больше развивая гармоничные взаимодействия со своим внутренним миром и окружающим пространством.
Однако в современное время можно наблюдать следующую картину.
Ряд практиков, интенсивно занимающихся по «усеченным» йогическим методикам, вместо того, чтобы с каждым днем превращаться во все более гармоничных и осознанных существ, почему-то постепенно трансформируются в матерых эгоистов, которым доступ к огромному объему энергии и потокам силы, генерируемых практикой хатха-йоги, настолько омрачил сознание вместо его «просветления», что бывшие ранее такими желанными и высокими «идеалы», ради которых, собственно говоря, и начиналась йогическая садхана, ушли уже даже не на второй план, уступив «место под солнцем» ценностям иного порядка: жажде денег, власти, сексуальным утехам.
И в данном аспекте тоже нет ничего плохого, ведь кому-то получение данного рода опыта является своеобразным жизненным уроком и отправной точкой для дальнейшего роста по ступеням йоги, если, конечно, у человека, попавшего в такой расклад, для выхода на новый виток развития сознания хватает вайрагьи (отрешенности), на которой небезосновательно заострял внимание Патанджали в «Йога сутрах».
Для очень большого количества практикующих в этом месте развитие по пути йоги заканчивается, завязываясь тугими узлами кармических последствий за совершенные действия в эгоистически опьяненном состоянии сознания.
Возникает закономерный вопрос: в чем причина такой ситуации?
Корень данной проблемы лежит, на самом деле, на самом видном месте.
Ряд современных тренировочных систем (особенно «авторских методик») почему-то сознательно или неосознанно игнорируют важность качественной проработки и активного внедрения в ткань обычной повседневной жизни первых двух ступеней йогической садханы по Патанджали: ямы и ниямы.
Чаще всего это объясняется тем, что состояние ума среднего человека настолько перегружено ложными концепциями и идеями, что практика первых ступеней йоги представляется как минимум весьма проблематичной.
В качестве фундамента, обосновывающего данный подход, приводятся выдержки из «Хатха-йога Прадипики» Сватмарамы:
И далее…
И всё это тоже правильно, но следует чётко отдавать себе отчёт в том, что не закрыв свои «слабые места» осознанным следованием принципам психо-энергетической безупречности, которыми и является по своей сути свод ямы-ниямы, практикующий, системно используя асаны и техники пранаямы, увеличивает насыщенность потоков энергии в своей психо-информационно-энергетической структуре и с очень большой вероятностью может спровоцировать активизацию тех качеств и структур сознания, которые полностью «подминают под себя» все имеющиеся у человека ресурсы психики, ума и тела, уводя его все дальше от потенциальной возможности достижения цели йоги — самадхи, формируя несокрушимый бастион гипертрофированного эго и его продукта — чувства собственной важности со всеми вытекающими последствиями, из которых выбраться совсем не просто…
Особенно остро данный вопрос стоит в сфере фитнес-индустрии, где инструктора и преподаватели йоги не имеют времени, а чаще всего ещё и желания, чтобы хотя бы как минимум проговорить со своими подопечными эти сложные вопросы, замотивировав их к поиску, осознанию и усвоению нравственных ориентиров йоги.
Разумное и взвешенное следование технологическому алгоритму, проверенному огромным количеством сменяющих друг друга поколений йогов, поможет вам не сбиться в наше непростое время с намеченного пути истинной духовной эволюции и убережет от попадания в естественную природную ловушку омраченных состояний ума.