Современная психология при изучении состояний сознания человека чаще всего оперирует тремя понятиями: сознательный уровень, подсознание и бессознательное.
В традиции йоги сознательному уровню соответствует термин «джаграт», подсознанию — «свапна», а бессознательному — «сушупти».
Однако помимо этих трех уровней сознания человека в йоге также описана подробная технология достижения четвертого состояния сознания, в котором ум человека лишен сковывающих его ограничений и находится в состоянии кристальной ясности, чистоты и свободы — «турии».
Современные синонимичные название данного уровня сознания: сверхсознание, трансперсональное сознание и др.
Когда человек воспринимает окружающий его мир из состояния бодрствования (джаграт), то активное участие в данном процессе принимает на себя физическое тело (стхула шарира).
Посредством пяти органов чувств (индрий): глаз, ушей, обоняния, осязания и вкуса информация, поступающая из «внешнего» и «внутреннего» пространства, переносится в место ее обработки — ум (манас), затем транспортируется в буддхи (тело интеллекта), где соотносится с уже имеющимся опытом, структурируется и оформляется в определенные выводы, идеи и концепции, которыми начинает оперировать эго (ахамкара), помещая их в область памяти (смрити).
Обратный путь взаимодействия: ахмкара — буддхи — манас заканчивается контактом органов действий (кармендрий): рук, ног, речи, репродуктивных и выделительных органов с объектами окружающего мира.
В некоторых йогических традициях, например в бихарской школе йоги, считается, что данный уровень сознания очень тесно интегрирован с деятельностью пингала нади — энергетического канала, идущего в тонком теле, проецируемого в физическом пространстве справа от позвоночного столба.
Подсознательный уровень (свапна) характеризуется встречей сознания с собственным субъективным опытом, представленным в форме фантазий и снов.
Реализация работы данного уровня сознания связана с деятельностью ида нади — «левым» энергетическим каналом.
В данном процессе ведущую роль занимает «тонкое» астральное тело «сукшма шарира», которое обрабатывает впечатления, полученные в бодрствующем состоянии сознания (джагат), снова переживая их, порою даже более ярко и интенсивно, чем в «сознательном» состоянии.
«Третий» уровень сознания — бессознательное (сушупти) характеризуется погружением потока внимания в причинное тело (карана шарира).
Здесь полностью отсутствует деятельность и «грубого», и «тонкого» ума, которые поглотились истинным «Я». В таком состоянии нет восприятия идеи времени и пространства, однако оставшиеся глубинные отпечатки самскар все еще мешают наладить «максимально объективный» характер взаимодействия с Абсолютом.
Мандукья упанишада описывает это расширенное состояние сознания как «сон без сновидений, без желаний в царстве интуиции»
Сушупти обладает тесной связью с функционирование центрального энергетического канала (сушумны).
Лишь только после окончательного пробуждения сознания и его выхода за пределы ограниченной дуальности «сон-бодрствование», оно попадает в «четвертое» состояние.
Этот «уровень» получил название «турия». Сознание, пребывающее здесь, полностью лишено какого-либо омрачающего влияния субъективного или объективного опыта.
Достигнув данного этапа, индивидуальное самосознание, обретя полное освобождение, сливается с безупречным Абсолютом.
Турия, как особый уровень сознания, приводит к осознанию единства, цельности и безграничности индивидуальной души в процессе ее взаимодействия с безграничным Мирозданием.
Человек, достигший практикой йоги либо любой другой технологией интегрального тренинга этой путевой точки своего индивидуального развития, возвращает свое «созревшее» индивидуальное сознание и всю имеющуюся в его распоряжении прану в космическое тело, прочно укореняясь в нем.
Это состояние сознания полностью свободно от оперирования любыми даже самыми «расширяющими» концепциями и потому не поддается адекватному описанию посредством вербальных шаблонов человеческого языка.
Все данные уровни могут быть испытаны одновременно, и целью практики йоги является собирание «расщепленных» частей индивидуального самосознания в единое целое с постепенным выходом из-под влияния полярной деятельности иды и пингалы.
Сосредоточив свое сознание в центральном канале (сушумне), йог постепенно наблюдает за его кристальным очищением и созреванием, а в должный момент покидает и эти границы…
Фотографии любезно предоставлены