Если Дхарма – это суть и стержень воплощения, то Кама (желание) – это его мотив и причина. Сила желания огромна, она способна свернуть горы. Именно желание движет прогрессом. Чем больше в человеке желаний, тем больше в нем жизни и способности творить. Именно сила желаний создает, меняет и разрушает миры, вселенные, общества и цивилизации.
В Ведах о желаниях часто говорится в негативном свете. Но здесь следует различать силу желаний и сами желания, к которым относят как базовые потребности в пище и крове, так и желания более высокого порядка – удовольствия, обладание, самореализация, счастье, удовлетворенность, гармония и т.п. И все это сводится к желанию получать наслаждения посредством органов чувств и ума.
На самом деле сами по себе желания ни плохие, ни хорошие. Это энергия, принимающая определенную окраску вследствие тех или иных обусловленностей. Поэтому освобождаться нужно не от энергии, которая заставляет вас двигаться, и не от органов чувств, с помощью которых человек познает материальную вселенную. Освобождаться следует от обусловленностей, накопленных в уме, которые привязываются к определенным ощущениям органов чувств или состояниям ума, перетягивают одеяло на себя, и поглощают энергию.
Когда эта сила направлена на созидание, в обществе наступает расцвет культуры, науки, искусств. Когда приоритет отдается личной выгоде и собственным наслаждениям, тогда эта сила разрушает не только общество, но и самого человека.
Не все желания являются благом, и далеко не все необходимы в жизни. Когда человек не способен отпускать желания, жертвовать ими ради дальнейшего развития или благополучия другого, перенаправлять эту сила от себя вовне либо подобно йогам вверх, стремясь к единственной цели – Абсолюту, он становится зацикленным на этих желаниях. Его внимание ограничивается, а сила становится рабом-исполнителем указаний эго, и дальше своих желаний человек не может ничего увидеть. Таким образом, эволюция его души сильно затормаживается, и чтобы восстановить баланс, жизнь жестко лишает такого человека всего, к чему он стремится и наиболее привязан.
Как в мантре ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, падме – лотос, который ассоциируется с чувствами, удовольствиями и желаниями, не является самым важным. Он лишь оправа, в которой произрастает жемчужина. Поэтому кама – желания является основой для артхи – стабилизации, придания структуры и формы, а на человеческом уровне – материальное благополучие и признание в обществе. Через артху человек получает удовлетворение, некую уверенность в завтрашнем дне, время стабильности и спокойствия. Артха дает реализацию на материальном плане, помогает ощутить собственную силу и уверенность в себе. Артха – это фундамент, в какие бы дали внешней и внутренней вселенной человек ни отправился, у него всегда есть куда вернуться. Это та точка, ниже которой человек уже не опустится.
С другой стороны, артха тоже не самоцель, это лишь этап взросления души. Если человек слишком привязывается к материальным благам, своему месту и роли в обществе, жизнь и этого его лишает.
Суть жизнь – Дхарма – ОМ. Кама – ее двигатель, а, когда желания реализуются, время радости и отдыха – ПАДМА – прекрасный лотос. Артха – способность воплотить желаемое, придать ему конкретные формы, кристаллизовать достигнутое – МАНИ – жемчужина. И квинтэссенцией является ХУМ – освобождение от подпорок, вспомогательных инструментов, мотивов, целей и т.п. для истинного творчества Духа. Только после ХУМ начинается ЛИЛА – жизнь уже не тела, не личности, не части, но Духа, но самого Бога. Жизнь не эго и личных желаний, а чистое творчество на благо всей Вселенной.
И переходом в это состояние является Мокша. Мокша – и переход, и испытание. Те, кто не способны отбросить все желания, представления, привязанности и все, что можно обозначить словами и понять умом, не проходят ворота Мокши. Они снова возвращаются в школу жизни, чтобы вновь пройти путь дхарма-кама-артха (последовательность у каждого своя) до мокши и заслужить шанс подняться на новый уровень существования в целостности и единении со всей Вселенной.
Автор статьи — Лариса Семиколенова
Использованы фотографии из личного архива
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов