Согласно ведической традиции человеческое воплощение обусловлено определенными целями. Это дхарма (стержень существования), кама (импульс существования), артха (фундамент существования) и мокша (прекращение индивидуального существования и возвращение в Источник).
Когда в Абсолюте возникает желание – импульс, толкающий действовать, или Кама, Одно становится Двумя. Когда Одно становится Двумя, а Два порождают Множество, возникает проявленная Вселенная. Это Артха. Каждая единица множества уникальна или, иными словами, наделена своей Дхармой. Когда цикл завершается, наступает Мокша – освобождение.
И весь этот путь можно увидеть в мантре ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, многогранность смысла которой не перестает удивлять:
ОМ – это Дхарма. Подобно тому, как символ ОМ описывает весь процесс создания, существования и разрушения Вселенной, так и Дхарма определяет индивидуальную Душу.
МАНИ – драгоценность или Артха – что-то конкретное, являющееся квинтэссенцией на своем уровне. Если для духовного пути цель и квинтэссенция – Абсолют, то для жизни в материальном мире – это ее фундамент (материальное благосостояние и положение в обществе).
ПАДМЕ – лотос – прекрасный цветок, один взгляд на который заставляет испытывать наслаждение. Что близко Каме – уровень человеческих желаний, чувств, эмоций.
ХУМ – биджа-мантра Рудры – освободителя из мира иллюзии, и поэтому представляет Мокшу.
Дхарма – дословно с санскрита означает «неотъемлемое свойство объекта». Часто данный термин переводят, как долг или обязанность. Все это так, но в том смысле, что, рождаясь, мы обязаны реализовать наш собственный потенциал, а совсем не навязанные цели общества.
В каждом обществе свои правила и законы. И каждое общество первой целью видит сохранение своего существования. Продолжение рода, например, – это закон каждого общества, иначе не останется тех, кто его формирует, но совсем не вселенский закон. И если предназначение человека стать отшельником, то для него это правило не будет определяющим.
Дхарма огня – сжигать ненужное, давать тепло и свет. Дхарма воды – утолять жажду, охлаждать. Если огонь заставлять действовать, подобно воде, он просто прекратит свое существование.
Поэтому прежде чем бросаться во все тяжкие этого мира, древние мудрецы советовали послушать себя. Не набор обусловленностей общества, инстинктов человеческой формы, представлений и желаний родителей и т.п., а свое внутреннее я.
Все заповеди и правила социума – это хорошо. И в первую очередь хорошо для спокойствия среды, в которой находишься. Но чего желает твоя собственная душа, и готов ли ты рискнуть всеми временными благами этого мира, ради истины, — это и есть поиск Дхармы.
Это не сопротивление общественному порядку, это неопределенный и непонятный вначале, но дающий наивысшую гармонию в конце свой путь, взамен определенного и понятного вначале, но опостылевшего, безрадостного, превращающего оригинал в жалкую копию уже в середине дороги пути масс.
Индивидуальная дхарма – продолжение Вселенской Дхармы. Поэтому ее основа – жизнь в гармонии с собой и окружающим миром. Но это совсем не означает быть таким, каким тебя хотят видеть другие. Часто, когда система замыкается сама на себе, когда ее границы становятся ее тюрьмой (хоть она этого и не признает), чтобы вернуть вселенскую гармонию появляется бунтарь и анархист, идущий против правил и укладов данного общества. Нужно всегда помнить, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. И черное оно только на фоне белого становится черным, но не является таким в абсолютном смысле. Истина всегда где-то посередине.
В наше время о сострадании только ведут разговоры, но когда дело касается себя любимого – личной боли, личных страданий, личной семьи, это становится выше страданий и боли общества, не говоря уже о мире в целом.
Поэтому Дхарма – не какой-то незыблемый Закон, которого нужно придерживаться скрипя зубами, жертвуя всем, чем только можно. Это в корне неверно. Индивидуальная Дхарма – это и есть сама суть человека. Поэтому, когда ее осознаешь, приходит облегчение, подобно тому, как лев, воспитанный в стаде овец, наконец осознал, что он лев, почувствовал свою силу и свое предназначение. Овцы питаются травой, для него это неприемлемо, овцы блеют, лев же рычит. И это ни плохо, ни хорошо.
Каждое существо является необходимым составляющим целого, без которого это целое теряет свою целостность. Когда существо просто следует своей дхарме, а не копирует чужой путь и не следует чужим идеалам, Вселенная в гармонии, и не требуются никакие дополнительные средства для поддержания этого баланса.
Автор статьи — Лариса Семиколенова
Использованы фотографии из личного архива
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов