Слово «марма» переводится с санскрита как «зона жизни» или «особо чувствительная точка». Это определённые участки физического тела, на которые проецируются пересечения энергетических каналов. Точки акупунктуры в китайской медицине практически полностью повторяют локализацию марм.
Мармы похожи на пункты пропуска, которые управляют течением праны. Они служат точками взаимодействия между физическим и тонкими телами.
Знание расположения марм и их функций может помочь диагностике и устранению имеющихся нарушений в теле, а также обретению контроля над разнообразными физиологическими и психологическими процессами.
Воздействие на мармы можно осуществлять при помощи массажных техник, камней, масел, прижигания, растительных средств, иголок, а также при помощи мантр, концентрации внимания и практики асан.
Ввиду того, что повреждение работы ключевых марм способно привести к серьёзным нарушениям, а в некоторых случаях и к летальному исходу, учение о мармах (марма видья) во многих школах боевых искусств считалось тайным и передавалось от мастера к ученику лишь после длительного испытательного срока, в течение которого претендент доказывал чистоту своих намерений.
В Дханур Веде (воинской науке ведических времён) огромное внимание уделялось обучению и созданию мантрической защиты марм, которая образовывала так называемый «мистический щит». Для создания такой защиты применялись определенные мантры и последовательность их наложения на конкретные части тела.
В Махабхарате во многих местах можно встретить упоминания о том, что мантры использовались в качестве оружия для поражения марм неприятеля.
Остатки знаний о мармах используются и в наше время, правда, зачастую далеко не всегда в благих целях. Большое количество ритуалов чёрной магии базируется на использовании звука и заговоров для поражения жизненно важных точек. Помимо этого, созданы целые музыкальные стили и направления, которые определённым образом оказывают разрушительное влияние на психику слушателей.
Для того чтобы оградить себя от негативного воздействия окружающей среды, в наши дни важно знать расположение и функции основных марм, а также знать способы их защиты.
Аштанга хридая самхита в отношении марм говорит следующее:
Одним из способов, который был уже озвучен ранее, является использование мантр. Регулярно практикуйте мантру АУМ, и Ваши мармы будут всегда находиться под надёжной защитой.
Концентрация на определенных участках своего тела также помогает активизировать нужную марму.
Пранаяма с концентрацией в заданных точках способна направить поток праны к нужной марме, усиливая поток энергии и балансируя функцию мармы.
И, пожалуй, самым «осязаемым» инструментом работы с мармами могут служить асаны хатха йоги.
Все позы в положении сидя и особенно падмасана помогают активизировать мармы ног и заблокировать на время ток апана вайю, направляя поток праны вверх по телу, тем самым, усиливая активность и защиту марм во время медитации.
Асаны, в которых осуществляется скручивающее воздействие (например, паривритта триконасана), упорядочивают движение праны по основным нади и активизируют мармы спины, шеи, ног и рук.
Такие позы как вирабхадрасана, падахастасана направлены на активизацию и расширение системы марм, осуществляя взаимосвязь с внешними источниками жизненной силы.
Асаны, в которых присутствует прогиб назад (дханурасана, урдхва дханурасана, уштрасана) «открывают» мармы, которые расположены в области грудной клетки, живота, бёдер и сильно стимулируют марма-энергию.
Позы с вытяжением грудной клетки (адхо мукха шванасана, макарасана) оптимизируют работу марм, находящихся в области груди.
Асаны с наклоном вперёд (джану ширшасана, пашчимоттанасана) направлены на улучшение работы марм задней поверхности ног и спины и оказывают успокаивающее воздействие.
Любая перевернутая асана (сарвангасана, пинча майюрасана, адхо мукха врикшасана) помогают активизации марм головы и шеи.
Мула бандха, уддияна и джаландхара бандхи активизируют соответственно мармы у основания позвоночника, в области живота и шеи