Согласно экспериментам физиков 20 века, которые пытались объяснить одновременное существование корпускулярной и волновой теорий, другими словами, существование мира и как материи, и как энергии, опытным путем было доказано, что в отсутствии наблюдателя, частица проявляет себя как волна, свободно проходит сквозь стены и остается на уровне чистой нематериализованной энергии. Когда появляется наблюдатель, тот, кто своим вниманием воздействует на среду, частица начинает проявляться и вести себя как частица, т.е. материализуется и обретает физические характеристики и ограничения с ними связанные.
Микрокосм подобен макрокосму, поэтому все эти процессы отражаются и в человеке.
ЧЕЛОВЕК – сложное многогранное существо. Физическое тело – лишь внешняя проявленная часть человеческого организма. Существует ум, который управляет телом. Качества ума таковы, что его невозможно увидеть или как-то зафиксировать. Он дает о себе знать своим мыслительным процессом. Именно ум становится тем наблюдателем, который «воплощается из непроявленного», формирует тело и карму этого тела. «Именно ум видит себя богом, демоном или каким-то другим существом», — говорит Йога Васиштха – «И ум же освобождает всех существ».
По представлениям древних мудрецов Вселенная в своей основе едина. Все есть бесконечное безграничное Космическое Сознание, которое называется Богом, Абсолютом, Брахманом. Этому сознанию присуще два свойства: активное и пассивное. Активное становится энергией или Шакти, а пассивное остается сознанием или Шивой. Эти свойства не отделимы друг от друга, и не имеют смысла друг без друга, как левая и правая стороны в одном теле. Без энергии сознание инертно, замкнуто и самодостаточно. Без сознания энергия хаотична и разрушительна.
Видение мира объектов и форм начинается со способности выделять в одном несколько составляющих. Давать им имена и форму, что-то выбирать, что-то отбрасывать, связывать одни, разделять другие, чему-то придавать большее значение, чему-то – меньшее и т.п. Такой способностью обладает Ум, который становится Брахмой – творцом материальной вселенной. Ум контролируется и направляется Разумом – аспектом Вишну, тем, кто связывает разрозненные части и поддерживает единство во множественности. Когда ум не взят под контроль, он – змей-искуситель, предложивший идею познания через разделение.
Разум – само Внимание, которое направляет ум на те или иные энергетические потоки. А ум, в свою очередь, эти потоки определяет, называет и оформляет. Ум и Разум являются проявлениями Сознания, а сила, с помощью которой они действуют, — проявлением Энергии/Шакти этого Сознания. Когда Внимание расширяется до уровня Единого Сознания, Разум становится самим Вишну – поддерживающим Вселенную Сознания.
Согласно древним легендам творец Брахма был наказан за гордыню тем, что его перестали почитать на Земле. Причина в том, что он обманул, сказав, что Сознание ограничено, и эти границы он может постичь.
Ум не способен постичь Сознание. «Ум является агрессивной формой Сознания» (Йога Васиштха). Основная его функция – интерпретировать поступающие сигналы и собирать информацию. Когда внимание человека оказывается захваченным процессом интерпретирования, включается внутренний диалог, и ум становится экраном, искажающим реальность.
Реальность Шивы и Шакти, Единого Сознания.
Ум – эфемерное понятие. Его, как такового, не существует. Мы начинаем о нем говорить, когда появляются мысли, которые мы приписываем деятельности ума. Мысли и образы не рождаются сами по себе. Это различного рода энергетические потоки, которые эманирует Космическое Сознание или, по-другому, творит Вселенская Энергия, а наша внутренняя энергия доставляет нам, и ум уже интерпретирует, как научен. Не секрет, что один и тот же мир для разных существ видится по-разному. Так, по представлениям буддистов, одна и та же река для человека воспринимается как водяной поток, для демонов – это горящая огненная лава, для богов – нектар, для животных – пойло.
Ум – это трафарет, через который мы воспринимаем реальность и собираем свою картину мира. Мысли и образы – это интерпретированная умом энергия. У каждой группы существ трафарет свой. Поэтому, говорят, что творцов Брахм множество.
Ум интерпретирует поступающие сигналы Космического Пространства, а Разум соединяет их в целостную картину мира. Так начинается рождение вселенной.
Когда рождается ребенок, его начинают учить выделять мир, который видят родители. Это правильно, иначе человек будет асоциальным и незащищенным в мире, в котором он проявился. Проблемы начинаются тогда, когда ум учат не только выполнять свою функцию – интерпретировать, но и определенным образом оценивать поступающую информацию, когда родители не просто показывают мир и рассказывают о существующих предметах и явлениях, но и вкладывают свое отношение к происходящему, свои мысли, свое понимание, свои желания, ожидания и запреты на отличные формы видения. Так формируется захваченность внимания умом, а ума видением определенной картины мира. Тогда из творца человек превращается в раба и исполнителя воли других умов.
Когда ум захвачен одними ощущениями, поступающими от органов чувств, и отвергает другие, он ограничивает внимание определенными энергетическими потоками, и говорят, что человек привязывается к чему-то. Когда возникает зависимость от подобных ощущений, рождается страх их потерять, который еще больше приковывает человека к определенному видению. Когда такой образ поведения закрепляется в сознании, внимание тренируется собирать только одни и те же полосы энергии, а ум интерпретировать в соответствии с прошлым опытом. Так рождается карма, сансара и желание освобождения.
Качества ума изначально определены Всевышним. Ум ни плохой, ни хороший. Он просто инструмент Сознания, с помощью которого из единого можно собирать и творить разные миры. Страх и привязанности заставляют человека жестко фиксировать внимание в одной позиции и оперировать лишь определенным набором умственных установок.
Важно уметь фиксировать внимание (собирать определенную картину мира), но также важно уметь его отпускать и, тем самым, менять реальности, освобождая разум. Когда ум отпущен, снятся фантастические сны. Когда ум контролируется Разумом, а через него Сознанием, сон становится осознанным и таким же реальным, как дневная жизнь.
Когда ум перестает быть определяющим в жизни, а Разум расширяется до Сознания, видение такого человека перестает захватываться и обуславливаться иллюзией множественности, и пока ум существует, он продолжает видеть формы, но каждая форма становится для него воплощением Шивы и Шакти. Когда ум отбрасывается, разум такого человека сливается с Единым Сознанием и получает освобождение. Он больше не приходит в мир форм, поскольку осознал его иллюзорность и свою тождественность Единому Сознанию.
Автор статьи — Лариса Семиколенова