На проекте slavyoga.ru мы начинаем публиковать очень интересные и информативные статьи от преподавателя Тантрической йоги из Индии – Садашивы.
Помощь в переводе текстов с английского на русский любезно предоставлена Елизаветой Никоновой – ученицей Садашивы.
В современном информационном пространстве понятие тантры искажено очень сильно. Давайте вместе разбираться, что такое тантра на самом деле.
Я всегда отказываюсь использовать слово Тантра, в особенности за пределами Индии, покольку это понятие трактуют неправильно. Тантра — это НЕ священный секс и не практика, ведущая к непрерывному оргазму.
Слово Тантра состоит из двух слов «Таноти», что означает расширение, и «траяти», что означает освобождение.
Таким образом, Тантра изучает освобождение сознания посредством расширения энергетического поля. В Тантре существует множество систем включающих методы, ведущие к расширению энергетических потоков.
Сексуальные практики Тантры являют собой лишь малую часть этих методов. В большинстве методов используются «мантры» и «янтры» (священные звуки и формы), «пранаямы» (духовные дыхательные практики) и различные виды медитации на тонком уровне.
В наши дни то, что называют Тантрой, в лучшем случае являет собой своеобразную терапию для ума и освобождения сексуальности, подавленной в результате влияния Христианской религии. Большинство религиозных организаций распространяли негативные суждения о сексуальности. В этих организациях понимали, что сексуальную энергию не так легко контролировать, и, если заставить людей смотреть на нее как на грех, легче всего будет удерживать ее под контролем. Часто религиозные организации являют собой контроль, нежели свободу, чувство вины и жадность — то оружие, которое они предпочитают использовать.
Конечно, движение, развивающее более целостный подход к своему телу и сексуальности, разумно, но ограничивать понятие о Тантре такими рамками — серьезное преступление.
Одним из учителей, чьи высказывания в этом отношении были истолкованы неправильно, является Ошо. Будучи прекрасным учителем, он видел, что ученики, приходящие к нему, не готовы к глубокой внутренней работе. Если обратиться к его ранним учениям, мы найдем в них указания к практике классической чистой медитации. Ошо вел по классическому пути самопознания и осознания наблюдателя внутри себя. Однако, вскоре для него стало очевидным, что большинство последователей не могли испытать тонкие состояния из-за подавленных и вытесненных эмоций. Гнев, чувство вины, страхи, печаль и другие невыраженные эмоции заставляли людей тащить на себе огромный багаж. Тогда его учение из классического пути Йоги и Тантры преобразовалось в терапевтическое.
К сожалению, эта Нео-тантра, как назвали ее последователи Ошо, стала лицом классической Тантры. К концу своей жизни Ошо снова стал преподавать подлинную медитацию как свое основное учение. Хотя основная часть его учения была направлена на развитие осознанности, небольшая часть посвящалась сексуальным практикам Тантры. Довольно интересно наблюдать за тем, как эти немногие беседы о трансформации сексуальной энергии стали самыми популярными из всего, чему он учил.
В классической Тантре в сексуальные практики посвящали лишь тех, кто в своей духовной практике достиг состояний, когда не осталось желания получить физическое удовольствие. Поэтому, когда физическое удовольствие проявляло себя, у таких людей не возникало желания держаться за него и продлевать его. Их умы стали достаточно спокойными, чтобы свободно испытать радость своего существования. Пребывая в этом состоянии, они могли использовать могущественные силы примитивных желаний, таких как сексуальность, в качестве толчка для продвижения по духовному пути.
Сексуальное желание — это примитивная энергия, такая же как гнев, страх, голод; эти силы существуют в человеческих существах на подсознательном уровне. В Тантре мы извлекаем пользу из любой формы энергии, и это ведет нас к свободе. Когда человек находится в медитативном состоянии, он может использовать примитивные энергии для продвижения в своей практике. Но, как и в случае с большинством инстинктов, очень трудно оставаться осознанным, в то время как эти энергии активны, поскольку бессознательные схемы, относящиеся к ним, настолько сильны, что чаще всего мы просто можем в них потеряться.
Такие практики были предназначены для учеников, которые смогли обрести контроль над своими бессознательными схемами, их называли «Вирья», что означало «воины храбрости» (поскольку они победили примитивные силы своего подсознания), начинающих же учеников называли «Пашу», что значит «животное»; это подразумевало, что они были более подвластны инстинктивным позывам, заложенным в них природой.
Классическая сексуальная Тантра фокусировала внимание на тонких внутренних движениях, которые называются «ваджроли мудра», «сахаджоли мудра» и «лата мудра». Это внутренние процессы движения энергий, которые требуют умения управлять внутренними силами на тонком уровне. Не используя эти мудры и некоторые другие внутренние медитации, человек не сможет познать аутентичные сексуальные практики тантры. Сексуальная тантра и другие практики, работающие с сильными инстинктами, известны под названием «Вама Марга» или «левосторонний путь».
Перед тем как получить инициацию в эти практики, важно познать еще одно направление тантры, известное как «Дакшина марга» или «правосторонний путь». Это более медитативный поток тантрических практик. Различные методы, начиная с продвинутых пранаям (дыхательных практик), использования ритуалов, особенных медитаций на тонкие энергии и центры (Чакры и Нади), заканчивая работой с божественными энергиями.
Пробуждение космической энергии, называемой Кундалини — часть системы, называемой Кундалини йога (не путать с популярным ныне брендом) или Лайя йога. Это основной путь Тантры, все остальные методы берут начало в нем.
Когда мы испытываем чувственное наслаждение, это немедленно ведет к стремлению продлить приятное переживание, усиливая дуальность, разделение на субъект и объект. Йога и Тантра всегда стремились к переживанию единения, единства; но в тот момент, когда мы наслаждаемся чем-то, мы создаем разделение на «Я — тот, кто наслаждается» и «Он/Она — объект моего наслаждения». Только когда мы отказываемся от личной заинтересованности в получении удовольствия, сексуальный акт становится по-настоящему тантрическим.
Сексуальные практики могут быть использованы для попадания в высшие измерения осознанности и счастья, но, из-за сильных привычных стереотипов поведения, ассоциированных с ними, становится достаточно трудно использовать их как основной путь для попадания в эти измерения. Методы Дакшина Марга, относящиеся к Классической Кундалини йоге, указывают прямой и эффективный путь к достижению упоительной свободы, которая является неотъемлемым правом каждого человеческого существа и сущностью Тантры.
Текст переведён с английского Елизаветой Никоновой
Об авторе
Садашива — Йогачарья с огромным опытом, которого Парахамса Ниранджананда посвятил в секреты Тантра йоги.
Он также получил инициацию в Тантрическую Крийя йогу от Свами АнандаКапила и Свами Джанакананда Сарасвати после чего делится глубинными измерениями Тантры уже в течение 10 лет.