Риши Патанджали в первой главе «Йога сутр» чётко показал путь обуздания колебаний ума в результате настойчивой реализации двух основополагающих принципов йоги: абхьясы (регулярной практики) и вайрагьи (отрешённости).
Но что же лежит в основе возникновения данных колебаний ума?
Психология йоги утверждает, что каждый поступок или переживание оставляет след в нашем уме.
Те переживания, которые происходят от эгоистичных побуждений, укрепляют иллюзорную видимость эго, в то время как моменты преодоления эго усиливают тягу к духовному пути.
Носителями обоих процессов в психологии йоги являются отпечатки прошлых впечатлений – васаны. Каждая васана – это глубокий след, канва, которая склонна предопределять будущие стремления, желания и поступки. Это тенденции и наклонности, которые присутствуют в уме у каждого человека.
Васаны формируются в результате повторяющихся самскар – бессознательных впечатлений, полученных в результате влияния внешних обстоятельств или собственной деятельности, которые становятся основой новых действий.
Метафорически самскары можно представить в виде атомов, которые, объединяясь друг с другом, формируют «молекулы судьбы» — васаны.
Васаны ответственны за любую ментальную деятельность в уме и создают 5 видов типовых проявлений ума, о которых также упоминает Патанджали:
Пять типовых проявлений ума – это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память
Таким образом, самскары являются местом «архивации» и хранения семян кармы.
Кармический цикл выглядит следующим образом: желание > действие > самскара (впечатление) > васана (тенденция) > колебание ума (вритти) > действие
Каждая самскара условно может быть отнесена к одному из двух видов:
• приобретённая самскара – формирующееся впечатление на собственное эгоистическое действие или воздействие окружающей среды. Примером данной категории является эмоциональная реакция на собственное агрессивное поведение, положительные или отрицательные эмоции от просмотра художественного фильма.
Половая принадлежность, отождествление себя с искусственными социальными образами (юрист, русский, молодой и др.), моральные установки и т.п. также являются приобретенными самскарами
• врождённая самскара – скрытое впечатление, которое было сформировано в прошлых воплощениях и оказывает воздействие в данном воплощении на характер наших поступков.
Например, человек ни разу не получавших негативный опыт в этой жизни в результате общения с лошадьми, испытывает по отношению к ним страх и настороженность. Путём погружения в регрессивный гипноз или использования других технологий можно обнаружить, что в одном из прошлых воплощений этот человек упал с лошади и умер от тяжёлой травмы головы.
Исследования по регрессивному гипнозу хорошо освещены в литературе Майкла Ньютона – американского психотерапевта, изучающего феномен регрессивного гипноза
Все инструменты практики йоги направлены на постепенное осознание самскар и васан и нейтрализации их диктата на наше текущее воплощение.
Следующее за этим процессом устранением пяти типовых проявлений ума приводит садхаку к состоянию самадхи – осознания тождественности индивидуального сознания и сознания Абсолюта.
Схематически место самскар и васан в психологии йоги можно изобразить следующим образом:
Таким образом, психология йоги с концепцией самскар и васан очерчивает глубокий и целостный взгляд на фундаментальные процессы, которые протекают в бессознательном уме каждого человека, не ограничиваясь временными рамками конкретной воплощённой жизни.