Страх смерти совершенно естественен и присутствует в каждом из нас. В раннем детстве он пребывает в латентном (скрытом) состоянии, по мере взросления человека и укрепления его эго, периодами он становится всё более выраженным, возникая либо спонтанно, либо особенно усиливаясь в те моменты, когда мы сталкиваемся со смертью.
Абхинивеша является глубинной склонностью каждого воплощённого человеческого существа противодействовать данному страху смерти. Нужно осознавать, что это — одно из наиболее преобладающих ограничений ума.
Абхинивеша присутствует не только в человеке, но и во всех живых существах, заставляя их испытывать неиссякаемую жажду жизни, цепляясь за доступные ей проявления.
Страх смерти может находиться в активном, дремлющем или скрытом состоянии.
У большинства людей абхинивеша находится в активном состоянии, иногда доходя до выраженного беспокойства и панических атак за свою жизнь. Данная тенденция может проявляться как тревога за свое здоровье, социальное положение, материальные ценности и в виде страха потерять всё то, с чем отождествляет себя индивидуальная душа.
В писаниях утверждается то, что абхинивеша особенно сильна у людей, в большей степени отождествляющих себя с собственным физическим телом. Если постоянно стремиться уменьшить данную привязанность за счёт перевода абхинивешы из активного в потенциальное состояние, то в таком случае ощущение страха смерти будет сведено к минимуму.
Более «тонким» заблуждением является отождествление человеческой сути с эмоциями, чувствами, мыслями, умом, разумом, интеллектом, эго.
Путем практики шаткарм, асан, пранаямы и выполнения ряда других техник йоги, садхака постигает глубины собственной сущности. Вместе с этим приходит осознание, что жизнь и смерть являются естественной парой. Он осознает, что пока он жив – поток его самости активен, а с приходом смерти – жизненная сила растворяется во Вселенной. Глубокое постижение данного принципа освобождает практика от страха смерти и влияния абхинивеши, приближая его к истинной свободе – кайвалье.
Демонстрация асан — Валерия Григорьева