Ранганатх (ученик Pilot Baba) рассказывает о понятиях «отрешенность», «счастье» и «несчастье» в жизни реализованного человека.
Знание, основанное на прямом опыте, на прямом переживании освобождает от привязанностей к страданиям.
Страдания всё равно остаются, но они становятся уже не теми страданиями, которыми были ранее, а просто опытом переживания этой жизни. Нельзя сказать, что счастье и несчастье исчезают из жизни реализованного человека, но они перестают быть такими же, как в жизни нереализованного человека. Понять это очень сложно.
Я смотрел на людей, которые приезжают к нам в ашрам, чтобы практиковать йогу, медитацию, процесс очищения от загрязнений ума и тела. Они ожидают, что чем они больше будут практиковать, тем больше у них будет счастья и меньше несчастья. Ведь во всех священных текстах написано, что человек, познавший Бога, Истину, Душу навсегда освобождается от страданий, смерти и, находясь в состоянии бессмертия, пребывает в состоянии ананды (вечного блаженства).
Такие люди через несколько недель начинают волноваться. Ведь они отказались от всех своих удовольствий в своих комфортных домах, а блаженства что-то не прибавляется. Наоборот, ум становится всё более беспокойным. И если раньше можно было простить пересоленный поваром борщ, то сейчас это становится невозможным. Они начинают кричать на бедного повара, у которого таких 40 человек и кому-то нужен недосоленный, а кому-то пересоленный борщ.
А нашему Гуруджи (Pilot Baba) всё это давно известно. Он смотрит на данную ситуацию и ждёт, когда же человек сам догадается, в чём дело. И когда кто-то начинает много объяснять (типо меня), он говорит: «Зачем объяснять, надо, чтобы человек сам дошёл до этого, тогда он поймёт это раз и навсегда, и это будет его знание – настоящее прямое переживание».
Речь идёт не о переживании счастья и несчастья, а о том, что счастье и несчастье – это продукт нашей умственной деятельности. И ум можно поставить в разную позицию, при котором счастье, которое ещё вчера казалось таким большим счастьем, сегодня окажется уже большим несчастьем и наоборот. Когда человек начинает это понимать, то считается, что он стал отвязываться от своего ума, осознавать, что ум – это не есть он сам, а наоборот, то, что мешает ему быть.
И в этот момент начинается бесстрастие или вайрагья (отрешенность), когда пропадает интерес ко всему окружающему миру. Не в том смысле, что он становится ужасен, а в том, что окружающий мир не может принести того счастья, которого все так ищут. А ведь все ищут счастья и покоя. Больше же ведь никому ничего не нужно. И Бога, и Истину ищут только потому, что обещают, что после познания Бога и Истины, человек обретёт вечное счастье и покой.