Данная публикация будет интересна тем, кто стремится стать преподавателем йоги, тем, кто планирует свою реализацию в каком-либо спортивном тренерстве вообще, а также всем, кто хочет увидеть как происходит переход от личной практики к преподаванию
Это будет мой взгляд, он как всегда субъективный, и не претендующий на всю полноту картину, но вместе с тем я надеюсь, что мне получится показать как этот процесс проходил вокруг моей практики, с тем, чтобы вы могли уже достроить в своём воображении картинку соотносящуюся с вашей ситуацией. Ну, а если вы просто занимаетесь и никаким инструктором становиться вам в этой жизни не нужно, можете просто послушать историю о том, как оно бывает, что возможно позволит вам больше узнать о мире инструкторов и в том числе вас окружающих.
Я опишу этот процесс так, как я его вижу, о его правдивых и мифических сторонах.
Итак, прежде чем стать преподавателем, а в перспективе и тренером йоги – должно быть соответствующее желание и как модно сейчас говорить – мотивация. В истории о том, что кто-то там жил-жил, занимался себе тихонечко, а потом «вдруг» как пошло поехало, и вот он уже звёздный инструктор, а ведь на самом деле не очень то и хотелось даже… — враньё. Хотелось, и чем выше поднялся в своей квалификации преподаватель – тем больше хотелось, тем больше труда в это вкладывалось. Нельзя стать кем-то, не желая того.
Здесь возможны очень разные варианты. Раньше, ещё лет 20 назад, когда йога ещё не была превращена в такую развитую, как на сегодняшний день, индустрию были распространены варианты, когда человек действительно длительное время мог самостоятельно заниматься до какого-то момента и, почувствовав собственную уверенность и внешний запрос на йогу, переходил к самостоятельной организации групповых занятий. Тем более, в ситуации 20-летней давности, при общей государственной ломке, невыплатах зарплат, экономического краха для большей части населения, учитывая природную скромность йогов к толканию локтями – так востребованной в формировавшейся новой экономической формации, выходить в преподавание йоги – было хорошей возможностью ещё и банального выживания для себя и семьи.
Сейчас, конечно, такой путь прихода в йогу уже редкость. Мир йоги с каждым годом всё больше упорядочивается, укрупняется, появляются международные федерации йоги, вырабатываются какие-то единые нормы, и не учитывать всё это уже очень сложно.
Но вернёмся к желанию и мотивации.
Самое распространённое желание для преподавания йоги – это имея любовь к йоге, сделать её своей кормящей профессией. Убить, так сказать, двух зайцев сразу. И любимым делом продолжить заниматься, и людям что-то полезное давать, да ещё и денежки за это получать. Вполне себе нормальная мотивация. И даже, наверное, осуществимая. Если вы действительно хороший преподаватель, вложивший много лет вдохновения и трудов в собственную практику, уже всех гаруд, львов и собак мордой вниз съели, то конечно вы вправе на подобное претендовать.
То есть первый тип мотивации – это конвертация любви к делу в деньги. Как я уже сказал, это нормальное и правильное с моей точки зрения желание. Представьте себе, бывают случаи, когда в йогу «приходят» не имея к ней никакой первоначальной заинтересованности, а просто добавляя ещё одну квалификацию, пройдя какие-нибудь короткие курсы, к уже имеющейся по танцам, или аэробике. В моём районе, в большом фитнесс клубе йогу преподаёт именно танцор. Выглядит всё это очень забавно. В его случае это исключительно вопрос дополнительной работы. И понятно, что дальше его развитие тут, скорее всего, не пойдёт.
Второй тип мотивации для желания стать преподавателем йоги – это потребность реализовать себя. Реализовать какой-то внутренний поиск и глубоко личные запросы. Тут на первый план выносится ценность личного погружения в тему и цель найти «свой» путь в ней и через неё. Как говорит один мой друг – защитить внутреннюю диссертацию. Тут уже не важны деньги, регалии и признание, но, как правило, именно эта мотивация в итоге приводит к появлению по-настоящему новых и интересных систем, книг, и посмертных регалий и увековечивание их авторов.
Всем, конечно, хочется претендовать на второй тип мотивации, но чаще всего, даже не обязательно в этом себе признаваясь, побеждает всё-таки первый тип мотивации. Люди вливаются инструкторами в имеющиеся школы йоги и, в общем, растворяются в них.
Это касательно мотивации. Но приход в тренерство ею не ограничивается. Чтобы дело увенчалось успехом – должен быть пойман какой-то знак. Должна быть на самом деле какая-то внутренняя уверенность, что вам это надо. Потому что заниматься йогой для себя и для души – это одно, а преподавать её, проводя по 3-4 тренировки в день – это совсем другое. Просто стать инструктором чтобы «рубить бабки» ничего не делая, не выйдет. Тренерство это такой же труд, как и любая другая работа. Поэтому лучше на самом первом витке реализации своего желания стать преподавателем йоги, сто один раз задать себе вопрос нужно ли это вам.
Другое внутреннее переживание, которое в дополнение к первому может быть хорошим ориентиром для вас – это ощущение, что вам есть что сказать. Ну, а если к этому добавляется реальное чувство, что йога вас держит и не отпускает – тогда всё. Все нужные знаки у вас есть )
Дальше вам нужно приобретать соответствующие ЗУНы. ЗУН – это используемая в педагогике аббревиатура, за которой скрываются слова: «знание», «умение», «навыки». Поначалу возможно, это будет совсем базовый, набор совершенно необходимых для преподавания знаний. В принципе, я думаю на тех курсах йоги, которые сейчас представлены у нас, их вам дадут, а их развитии – это уже вопрос вашего личного творческого энтузиазма, так сказать.
Но давайте я их списком назову.
1. Умение показать, выполнить и умение отстраивать асаны
2. Общие методические представления как строить тренировку
3. Специфику воздействия асан
4. Физиологию асан
5. Режимы практики и их специфика
6. Соотнесение интенсивности занятия с уровнем занимающегося и его здоровьем
7. Технику безопасности (как бы это банально не звучало)
8. Модификация асан для людей, имеющих проблемы с шеей, коленями, спиной.
9. Йога для беременных, очень полных, имеющих повреждения, пожилых и других нестандартных категорий занимающихся.
10. Использование вспомогательных средств для освоения асан (стена, стул, кирпич, одеяло).
Это основное из основного. Я тут не говорю, что вы должны знать санскритские названия всех основных поз, хотя бы мало-мальски историю йоги, основные тексты по ней, как средневековые так и современные учебники и многое другое. Это подразумевается.
На какой
Кто-то проходит курсы у нас, кто-то, отдыхая в Индии, попутно проходит обучение и сертифицируется.
Наверное, лучше всего выбирать тот, в стиле которого вы сами тренируетесь, школа и лидер которого вам нравится и какова вероятность последующего трудоустройства. Кроме того, наверное, будут иметь больший вес курсы, выдающие сертификаты международного образца.
С оглядкой на собственное прошлое, готов подтвердить утверждение, что с момента начала занятий до преподавания йоги, должно пройти хотя бы 3-5 лет, за которые вы в должной степени измените и натренируете собственное тело, а также накопите необходимый багаж опыта и наблюдений.
Мой вам совет никуда не спешить. Процесс должен развиваться максимально органически и естественно.
Помимо получения профессиональных знаний и навыков, нужно уметь ими пользоваться и научиться эффективно транслировать свои знания. Для этого нужны отдельные компетенции и квалификации. Это отдельное большое поле работы, с которым вы столкнётесь и которое по мере вашей работы с людьми, будет постепенно прорабатываться. Если к этому вопросу подойти осознанно, то, наверное, можно и этот путь пройти быстрее.
Я когда-то рискнул обобщить необходимые элементы, для того, чтобы тренировка была живой, рабочей и проходила с максимальной отдачей в сюжете «Алгоритм успешной тренировки». Всем кто этот сюжет не смотрел – рекомендую посмотреть, он вышел накануне нового года.
Я сейчас только перечислю основные пункты, которые я там подробно разбирал.
Это:
-состояние – ваша настроенность и заряженность вести занятие
-программа – заблаговременная заготовка всего занятия, учитывающая запросы группы
-расчет времени – по сути, продолжение второго пункта – баланс в нужной пропорции всей программы, в которую должен помещаться нужный объём каждой группы поз.
-техническая часть (умения самого инструктора) – умение продемонстрировать предлагаемые к освоению упражнения.
-речь – мало знать материал, нужно ещё и уметь его проговорить. Делать это ясно, чётко и по существу.
-коммуникация – умение вести диалог с занимающимися.
После того как вы прошли первый большой этап, получили сертификат и начали преподавание йоги, начинается второй большой этап, который заключается в необходимости самостоятельного продолжения собственного роста. Вам, конечно, если вы имеете амбиции развиваться дальше, нужно будет из стадии простого инструктора, который ведёт групповые занятия, где просто по накатанной даёт упражнения, по заученной методике, с неё подниматься на следующую ступень профессионального роста и становиться тренером. Обычно эти слова вообще не различают, но вы должны ее иметь в виду. Инструктор – это узкий специалист, имеющий право преподавания в рамках программы, по которой он получил квалификацию. Тренер – это высококвалифицированный специалист, который понимает все аспекты йоги, хорошо знает теорию и методику, способен выстраивать индивидуальные занятия, соотносить программу с конкретным человеком, знать хотя бы основы йогатерапии, основы физиологии, знать, что происходит в мире современного фитнеса, а также понимать, что человеку нужно дать помимо йоги. Разбираться в питании, психологии и постоянно учиться. Т.е. тренер – это человек с большим багажом систематизированных знаний.
На этом мы разобрали, так сказать, формальную сторону вопроса.
Ходят самые разные мифы и легенды об образе жизни йога. Я, кстати, как-нибудь обязательно запишу сюжет обо всех этих мифах. Что инструктор йоги, это такой себе посвятивший жизнь целибату веган с проколотыми ушами. Конечно, это не так. Точнее бывает и так, но это те случаи, когда человек сконструировал себе некоторый образ, живёт в нём, представляя его за «йоговский», а в массе своего все тренеры йоги «такие же люди» как и остальные.
Безусловно, что йога через изменение тела меняет и много чего ещё в жизни. Привычки, предпочтения, интересы, но личность всё равно будет оставаться личностью.
Отдельно хочется сказать, что в йоге, как и в любой другой сфере, бывают свои кризисы. Моменты, когда может накатить усталость, желание сделать перерыв, или вообще всё забросить и попробовать себя в чём-то другом. Когда кажется, что все усилия ни к чему не привели, результаты скромные, а время безвозвратно потеряно.
Кризисы – это нормально. В том смысле, что они не приходят просто так, и значит действительно пришло время задуматься о своей стратегии, миссии и целях. Возможно, что-то действительно не оправдало себя, а возможно вы просто недостаточно усилий в это вложили. Или делали что-то совсем противоположное вашей цели с какого-то момента. Кризис, это не та штука, которая рождается на ровном месте, что-то за ним обязательно стоит и что-то в сложившемся образе ваших мыслей и действий (мыследействий) придётся менять. А это значит, что вам придётся думать, устранять ошибки и делать следующий ход развития. Что само по себе будет иметь для вас позитивное значение и заряд энергии для следующего витка вашего развития.
И на этой оптимистической ноте я закончу. Думаю, тем, кому тема интересна, свою пищу для размышлений получили, и всё основное вроде как сказано.
Автор статьи — Артур Паталах
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов