В наше время всеобщее увлечение йогой достигло действительно огромных масштабов. Йогу практикуют люди всех возрастов, национальностей, профессий…
И вроде бы все хорошо: люди занимаются, развиваются в данном направлении, очень многие получают определенную пользу, кто-то — травмы и разочарования, но в действительности имеет ли современная йога глубокую связь с той интегральной системой, которой уже как минимум несколько тысяч лет и которую в некоторой степени можно обозначить термином «классическая» или «традиционная йога»?
Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.
На сегодняшний день подавляющее большинство людей имеют представление о йоге, достаточно сильно отличающееся от истинной сути данного учения, которая в концептуальном виде изложена в таких первоисточниках, как, например, «Йога сутры» Патанджали, «Хатха-йога Прадипика«, «Шива самхита».
В настоящее время современная йога большинством людей видится как система создания здорового и тренированного тела в виде постоянной практики огромного количества асан и реже — как методика успокоения ума и снятия стресса за счет сознательного управления потоком дыхания.
Уместно будет сказать, что йога, как цельная система, несмотря на то, что уделяет очень большое внимание созданию абсолютно здорового и хорошо тренированного физического тела, ставит перед собой гораздо более емкую и глобальную цель — достижение состояния самадхи с последующей открывающейся перспективой расширения границ индивидуального самосознания до безграничных пределов.
Таким образом, искажение сути современной йоги и отождествление данной гармоничной науки со средством избавления от разного рода недугов и веселого времяпрепровождения в череде сменяющих друг друга гимнастических форм, является как минимум заблуждением, а иногда и приобретает черты умышленной манипуляции общественным сознанием ради достижения конкретной материальной цели в виде сохранения и приумножения постоянного дохода учреждений фитнес-индустрии.
Сознательная подмена понятия «Йога» отнюдь не безобидная вещь, как это может показаться на первый взгляд, и является по своей сути действием, сбивающим с толку как минимум не одну тысячу практикующих по всему миру, уводя их в сторону от изначальной цели учения.
Чтобы выработать иммунитет к такому распространённому в современном обществе способу подачи информации, каждому человеку, соприкасающемуся с йогой, следует глубоко осознать тот факт, что йога — это в первую очередь духовная дисциплина, в которой достижение высших целей достигается в том числе и за счет работы со своим физическим телом, дыханием и умом но никак не наоборот: что йога — это сугубо физическая система с мощной духовной составляющей.
Если смотреть на данный вопрос через призму «Йога сутр» Патанджали, то асана и пранаяма — это всего лишь 2 ступени из восьмеричного пути, ведущего к осознанию своей истинной природы, которым уделяется всего несколько сутр. «Гхеранда самхита» и «Хатха-йога Прадипика» уделяют описанию инструментов йоги большее внимание, однако также отводят им своё определённое место.
Все ступени практики йоги — это своеобразные «транспортные средства», которые помогают осуществить путешествие сознания к Источнику всего сущего.
Полезным навыком в данном контексте служит развитие в себе чувства непривязанности и отрешенности (вайрагьи), которая служит не только своеобразной «подушкой безопасности», уберегающей практикующего от различного рода неадекватных поступков, сопровождающихся формированием последующих специфических кармических реакций, но также и связующим звеном, помогающим плавно переходить к следующим путевым точкам на пути путешествия души в контексте данного воплощения.
В данном месте может возникнуть закономерный вопрос: «Получается, практика одной лишь хатха-йоги — вещь не самодостаточная?»
Безусловно, корректное использование инструментов хатха йоги потенциально способно принести немало пользы практикующему, особенно, если система практики качественно адаптирована под каждого конкретного человека с учетом климатических, анатомических, социальных, информационных и иных характеристик.
Однако, без осознания места хатха-йоги в контексте всей Йоги, считанные единицы самоотверженных индивидуальных душ будут иметь шанс реализовать глубинный смысл данной дисциплины.
Заканчивая данную статью, уместным будет акцентировать внимание на том, что чем глубже современная йога резонирует с истинной сутью данного искусства, тем больше шансов у практикующего не потерять в пустую время своей жизни и произвести определенный эффективный труд в эволюционном плане.
При оформлении статьи использовались фото из архива Вероники Тулаевой — преподавателя методической системы yoga23.