Патанджали в своём фундаментальном произведении «Йога сутры» обозначает 5 типов омрачения ума, которые вызывают страдания человеческого существа:
• авидья
• асмита
• рага
• двеша
• абхинивеша
Клешами называется специфический вид мучения, которое покоиться в глубине самого бытия.
Каждый из нас в ходе своей жизни интуитивно осознаёт это мучение, но череда «поверхностных» ежедневных дел создает завесу, препятствующую его обнаружению.
Этот процесс – своеобразная защита психики живого существа, предохраняющая его от травматического опыта. Но с другой стороны – это и барьер, который ограничивает сознание.
Только тот человек, который обладает достаточной степенью отрешенности и решимости, находит в себе силы честно и непредвзято посмотреть «правде в глаза» и увидеть боль во всей своей полноте. Большинство же из нас всю свою жизнь постоянно ищут способ избегания и избавления от осознания этой боли в суете жизненных событий, страстей и удовольствий.
Страдания присутствуют на трёх уровнях человеческого существа: инстинктивном, эмоциональном и интеллектуальном.
Абхинивеша полностью инстинктивна и базируется на стремлении любыми силами и средствами продлить своё существование. Постоянное цепляние за жизнь формирует в человеческом уме подозрительность к окружающим и служит благодатной почвой роста эго.
Рага и двеша относятся к эмоциональному уровню. Потакая им, и подчиняясь диктату страсти и ненависти, мы выходим из состояния гармонии, создавая проблемы не только в своём сознании, но и на уровне физического тела.
Авидья и асмита коренятся в интеллектуальной сфере. Отсутствие подлинного знания природы всех вещей в сочетании с высокомерием и гордыней нарушают чувство равновесия, толкая человека к неосознанным действиям, «вписывая» его линию судьбы в череду кармических последствий.
Клеши реализуются посредством специфических паттернов поведения и мыслительных процессов, которые локализуются в различных частях головного мозга.
Авидья и асмита обладают связью с передними частями мозга, рага и двеша в физическом пространстве проецируются на уровне гипоталамуса (основания мозга)
Абхинивеша связана с задними долями головного мозга, которые являются вместилищем самскар – подсознательных впечатлений.
Клеши формируют своеобразный барьер между «поверхностным человеком» и нашим «истинным Я», «глубинным человеком».
Чтобы убрать эту завесу и объединить поверхностный уровень с глубоким нужно приложить огромные усилия.
Рецептом излечения от клеш является регулярная и настойчивая практика йоги с последующим достижением состояния самадхи. В своём труде Патанджали прямо говорит о том, что достижение самадхи приводит к полному избавлению от всех омрачений ума, а медитация открывает дорогу к их искоренению.
Процесс избавления от всех клеш прямо противоположен процессу их образования.
Чтобы очистить своё сознания от данного рода ограничений сначала следует ослабить и устранить абхинивешу, затем двешу, рагу, асмиту и, наконец, полностью искоренить корень всех страданий – авидью, достигнув видьи – высшего прямого интуитивного знания и постижения сущности всех вещей.
Этот путь инволюции (обратного развития клеш), как утверждает Патанджали, можно пройти при помощи практики обозначенного им восьмеричного пути, постоянно соблюдая абхьясу и вайрагью.
В тот момент, когда клеши утрачивают своё господство над жизнью человека, его истинная сущность начинает сиять во всём своём совершенстве, величии и безграничности.