В тот момент, когда в процессе получения жизненного опыта, мы забываем свою истинную безграничную природу и отждествляемся с личным опытом, телом, умом, действиями и мыслями, проявляется асмита, облекаясь покровом «ложного эго».
Чем более развитым является сознание человеческого существа, тем более «тонким» становится отождествление. Например, человек, который много работает физически, будет думать о том, что он есть тело. Учёный, имеющий развитый ум и интеллект, попадает в плен отождествления своей изначальной природы с тонкими мыслительными процессами. Эмоциональная девушка, привыкшая постигать мир сквозь призму чувственного опыта, в большей степени будет отождествляться с чувствами.
Таким образом, асмита — это процесс отождествления нашего истинного безграничного сознания со средствами его проявления.
Когда мы утверждаем, что машина едет, мы на самом деле подразумеваем, что она управляется водителем. Точно так же и асмита является всего лишь инструментом реализации нашей сакральной природы.
Патанджали в своем труде для более полного обяснения основополагающих принципов широко использует понятия пракрити и пуруша. Если подобрать синонимы, относящиеся к терминологии Запада, то наиболее приближенными к этим терминам окажется пара: природа — высшее сознание.
Пуруша не занимается познанием, однако энергия познания передается от него к разуму и органам чувств.
Когда пуруша становится реализован, полностью отсутствует отождествление с интеллектом или телом.
Одна из Упанишад — Кенопанишада ясно говорит о том, что существует определенная энергия самости, при помощи которой глаза обладают способностью видеть, уши — слышать, прана получает импульс к движению, а ум — способность мыслить.
Эти мантры дают возможность более полно осознать различие между дригшакти (энергией познания) и даршанашакти (средством ее реализации).
Принято считать, что пуруша не может быть постигнут путем изучения философских концепций и анализом даже самых возвышенных идей, поэтому освободиться от влияния асмиты через работу интеллекта не представляется возможным. Патанджали утвреждает, что только посредством медитации можно преодолеть данную клешу.
Рамана Махарши, находясь в достаточно молодом возрасте, увидел в медитации свое мертвое тело. Одновременно с этим он смотрел на самого себя, наблюдавшего за собственным мертвым телом. То есть было три объекта: мертвое тело, наблюдающий за ним человек и сознание, смотрящее на этого человека.
Путём развития данной способности человек оказывается способен не только избавиться от асмиты, но также имеет возможность значительно ослабить остальные клеши
Демонстрация асан — Валерия Григорьева