Основа жизни человека – его внутренняя энергия, называемая Прана или Ци (Ки, ЧИ), которая циркулирует в эфирном теле, связывая физическое и энергетическое тела, обеспечивая их всеми необходимыми элементами. Благодаря деятельности Праны в наше тело поступают все нужные вещества (воздух, вода, пища), впечатления и информация. И благодаря ей необходимое усваивается, а лишнее выводится из организма.
Прана – энергия жизни, благодаря которой живут и действуют тело и ум. Контролируя Прану, человек способен контролировать тело и ум.
Когда этой внутренней энергии достаточно, индивид чувствует себя радостным и удовлетворенным, его тело здорово и правильно функционирует, а ум находится в равновесии.
Когда Праны недостаточно, она не способна доставить необходимое количество веществ в тело человека, тогда он начинает потреблять больше пищи и впечатлений, чтобы количеством компенсировать недостаток энергии. И, как следствие, возникают болезни, ожирение, депрессия, уныние и т.п.
Когда Прана в избытке, человека переполняют ощущения силы и возможностей. Он готов свернуть горы. Его тело становится более сильным и выносливым, ему требуется меньше пищи и сна для восстановления сил, его ум способен генерировать огромное количество идей и озарений. Так что расстилайте свой коврик для йоги — и вперёд к производству праны!
Но здесь существует ловушка. Как говорил Дон Хуан, не важно, сколько у тебя энергии, важно, умеешь ли ты ею управлять. Таким образом, обычные люди, переполненные энергией в детстве и юношестве, растрачивают ее на свои желания и бесполезные действия, превращаясь в дряхлых стариков. Но старость и болезни – не закономерны для тела. Чем больше Праны человек способен накопить и удержать, тем более мощной становится его внутренняя энергия, тем дольше его физическое тело будет оставаться крепким и сильным.
Поэтому важным является не только увеличение Праны и усиление внутренней энергии, но и овладение умом и чувствами. Из Бхагават Гиты: «Тело – повозка». Оно не требует много энергии, лишь самое необходимое для поддержания своей жизнедеятельности. «Кони – чувства». Они несутся куда вздумается, привлекаемые объектами. «Вожжи – это ум. Извозчик – разум». Когда извозчик не способен управлять конями, сколько бы ни было энергии, вся она уйдет на силу коней, которые со всей своей скоростью и упорством устремятся за объектами внешнего мира. И вся эта сила будет растрачена впустую, а повозка, в которой едет пассажир – Душа, так и не достигнет своей цели. Разобьется где-то в пути и будет неизвестно сколько ждать нового средства передвижения. «Без тела невозможно достичь ДАО», — гласит даосская мудрость. Именно поэтому в йоге важное значение придается методам оздоровления и укрепления тела. Но «с телом невозможно достичь бессмертия», поэтому, когда цель – Самадхи – достигнута, о теле уже не беспокоятся.
Ум – вожжи. От того, кто перетянет, кони-чувства или разум-извозчик, зависит достигнет ли повозка-тело с пассажиром-душой цели – слияния с Абсолютом. А Прана – это как раз сила и выносливость коней, устойчивость и крепость колесницы, эластичность и упругость вожжей, а также сила и умения извозчика. Прана – это выделенная часть энергии Души – Кундалини, проявленная ее намерением слиться с Сознанием. Именно Прана или внутренняя энергия обеспечивает успешность человеческой жизни.
Выделяют пять видов пран в соответствии с ее функциями: апана, вьяна, самана, прана, удана.
Апана сосредоточена в области ануса, отвечает за выделения тела и имеет тенденцию утекать через нижние центры. Вьяна отвечает за кровообращение и распространяется по всему телу. Самана является огнем пищеварения и пребывает в области пупка. Прана локализована в области грудной клетки, отвечает за дыхание и поступление жизненно важных компонентов в тело человека и имеет тенденцию вытекать через верхние центры. Удана сосредоточена в области горла и отвечает за деятельность органов чувств.
Во сне без сновидений преобладает Самана. Во сне со сновидениями – Прана. Пробуждение осознанности во сне говорит об активности и очищенности Уданы. Вьяна является аурой человека.
Практикуя пранаяму – специальные упражнения с дыханием, йог усиливает внутреннюю энергию и учится ею управлять. Усиливая прану, йог увеличивает силу коней-чувств и укрепляет колесницу-тело. Учась управлять праной, йог усиливает свой разум и способность управлять умом и чувствами.
Работая с праной, йог выходит на Кундалини.
Совершая мулабандху (сжатие мышц промежности), йог меняет направление Апаны, заставляя ее течь вверх. Совершая джаланхара бандху (горловой замок) йог опускает Прану в живот. Совершая уддияна бандху (втягивание живота), йог соединяет Прану и Апану в области пупка. Задержка дыхания разжигает огонь Саманы и производит алхимию тела.
В Вишудха чакре находится Удана. Именно овладение Уданой дает возможность поднять Кундалини. Когда чувства хаотичны, Удана вытекает из тела, ослабляет и лишает человека способности к концентрации. Усиленный огонь Саманы очищает Удану и Вьяну (аура), заставляя их двигаться вверх по Сушумне. Таким образом, все 5 пран соединяются в Сушумне и происходит квантовый скачок, когда Прана возвращается в свой источник – Кундалини и входит в Сахасрару.
Так выглядит механизм подъема Кундалини. Эффект зависит от многих факторов: от силы и чистоты внутренней энергии, длительности задержки дыхания, качества выполнения техники, крепости и выносливости тела, стабильности и устойчивости ума, длительности и частоты выполнения практики. С другой стороны, если тело слабое, внутренней энергии недостаточно, а ум беспокоен, то подобные действия, наряду с другими пранаямами, помогают усилить энергию и успокоить ум.
Автор статьи — Лариса Семиколенова