Сыроедение — это питание сырой растительной пищей. Есть и “палеосыроедение”, питание сырой животной пищей, но эта статья о “веганосыроедении”. Люди начинают питаться таким способом для разных целей. Кто-то лишь для похудения, кто-то ради здоровья, и есть целая система лечения рака сыроедением и сырыми соками, для кого-то это стиль жизни.
Беспристрастное размышление может привести к выводу, что это самый естественный способ питания. Никакие кулинарные изыски не сравнятся по вкусу и пользе со спелым яблоком.
Сыроеду ничего не нужно придумывать и готовить, всё с любовью приготовлено самой Природой. Животные в дикой природе никогда не готовят себе пищу на огне.
Но это ещё не всё: ни одно млекопитающее не питается молоком другого вида. Более того, молоко — это пища для детёнышей: телят, щенят, котят. Ни одна взрослая особь не питается молоком, и у взрослой кошки, например, после молока могут быть проблемы с пищеварением.
Ведическая литература говорит о том, что молоко очень полезно для человека, способствует развитию тонких тканей мозга и даёт гармоничное духовное развитие. Но у многих людей молоко даже со специями тяжело переваривается. Аюрведа также не советует сыроедение людям вата-типа и считает, что оно наиболее подходит людям капха-типа. Такой тип питания прекрасно выводит аму (шлаки и токсины), делает тело лёгким и гибким.
Многие из тех, кто воодушевился теорией сыроедения и опытом других сыроедов, оздоровившихся во всех смыслах через изменение своего рациона, столкнулись с трудностями и разочаровались.
И дело не только в том, что синтетическая и термически обработанная пища вызывает привыкание, сродни наркотическому. Отношение к еде в нашей культуре, в принципе, не очень здоровое. Ни один праздник не обходится без еды, застолье тесно связано с положительными эмоциями. И вот уже человек пытается получить те же самые эмоции через поглощение пищи, хотя это всего лишь сопутствующий атрибут.
Когда люди вместе едят за одним столом (и вообще занимаются каким-либо делом вместе), между ними образуется связь, они энергетически и психологически настраиваются друг на друга. И когда гость отказывается от кушанья, хозяйка может воспринять это как личную обиду. Казалось бы, это нормальное желание — вкусно накормить, сделать человеку приятно. Ведь она так старалась, а гость не захотел даже попробовать. Но в глубине кроется совсем другой смысл и другие чувства.
Человек, решивший изменить свою жизнь, становится неудобным, потому что выходит из-под контроля. Людям тяжело менять уже сложившиеся отношения, это неудобно и страшно — ведь неизвестно, как в итоге сложатся эти отношения. И так как еда является атрибутом многих жизненных событий, отношения с сыроедом неизбежно меняются. Окружающие чувствуют, что он “неуправляем” и испытывают тревогу. Искренняя доброжелательность поможет преодолеть подобные конфликты.
Осознанное питание входит в практику йоги. Есть специальная диета йогов, митахара, и её предписания не противоречат сыроедению. Йогин может адаптировать сыроедение под себя и свою практику.
Можно выбирать саттвические продукты, избегать употребления лука и чеснока, в целом, следовать предписаниям, не подвергая пищу тепловой обработке.
Но в “Шива-самхите”, например, сказано:
“Великий йогин должен соблюдать следующие предписания: употреблять очищенное масло, молоко, сладости, камфору, говорить добрые слова…”.
Молоко считается очень важным для духовного развития, однако ко всему следует подходить разумно. Если вы не можете пить молоко, не стоит себя насиловать. Это первый принцип в йоге — ненасилие.
Известно, что при тепловой обработке витамины и другие полезные вещества разрушаются. Также разрушаются молекулы, денатурируются белки, многие соединения переходят в другие состояния, разрушаются симбионтная микрофлора.
Получается, что в следовании принципу ахимсы сыроедение идёт гораздо дальше, чем “простое” вегетарианство. Когда человек пережёвывает клубнику с грядки, разрушается её форма как ягоды, разрушаются её клеточные структуры, но не витамины, не ферменты, не прана. И жизнь этого микромира не разрушается, а обретает новое существование в теле человека.
Каждый раз, когда нам хочется что-то съесть, стоит расслабиться и спросить себя: ”что со мной?”. После того, как вы почувствовали ответ, и если голод всё ещё не прошёл, спросите себя: “что именно мне бы хотелось съесть?”. Снова почувствуйте ответ. Когда вы поняли, какую пищу хотите, представьте, как вы едите её. Отмечайте все чувства, эмоции, мысли, которые появляются в данный момент. Если голод всё ещё с вами, возьмите эту пищу, но съешьте её медленно и осознанно, смакуя каждый кусочек.
Этот метод “осознанного питания” описан в книге Йоахима Вердина “Жизнь без еды”. Но трактаты по йоге предостерегают как от недостаточного питания, так и от переедания.
Йога и сыроедение могут взаимно дополнять друг друга. Тот, кто хотя бы месяц следовал этому типу питания, неизбежно заметит пользу для тела, также увеличится количество свободного времени. Необязательно давать этому какие-то названия, можно только следовать тому способу питания, которое подходит именно вам.
Разумное сыроедение может стать отличной практикой повышения своего уровня осознанности. “Плыть по течению” в этом случае не получится, ведь даже безобидные орехи могут быть поджарены, высушены при высоких температурах, обработаны консервантами.
Или же родственники, искренне считающие, что делают вам добро, добавят в салат соли и уксуса. Есть целая система подкисления организма натуральными уксусами, да и соль официально считается необходимой. Но что хорошо для того, кто питается мясом, яйцами и прочей тяжёлой пищей, то может быть вредно для вегетарианца или сыроеда.
Это не значит, что стоит во всём искать подвох, не доверять людям и подозревать их; не значит и превращение определённого типа питания и питания вообще в сверхценность.
Сознательность в бытовых мелочах, на которых разум обычно засыпает и контроль “захватывают” автоматические программы поведения, внимательность, самостоятельный поиск по-настоящему живой натуральной пищи, йога и сыроедение вместе могут стать трамплином для развития, вывести на новый уровень осознанности.
Автор статьи — Мария Небесная
В публикации использованы фотографии Андрея Девятайкина и Сергея Лозового