Практикуя йогу, садхака сталкивается с рядом препятствий или ступеней, поднимаясь по которым, он или эволюционирует, либо находится в стагнации или же, что еще грустнее, накапливает карму. Известно, что в процессе практики йоги у человека есть возможность, только выполняя асаны на коврике развязывать свои кармические узелки, а как же выходит так, что он завязывает новые плюс к уже имеющимся?
Вот на эти и другие вопросы попробую ответить в этой статье. Давайте по порядку: почему статья называется йога и эго…
Немного теории
Эго — это часть структуры личности человека, которую он осознает, как свое Я, которая отвечает за его самовыражение в социальной, интимной жизни и жизни духовной (но на начальном этапе духовного становления). Эго – это проводник между внутренним и внешним содержанием мира, в нас и в не нас.
Эго начинает формироваться у человека в возрасте 3-х лет, а потом, по мере взросления, крепнет и становится сильным или слабым эго и, к сожалению, становится довольно ригидным. Эго — это определенная константа в жизни, своего рода призма личности, через которую человек ощущает себя и окружающее пространство. Оно отвечает за достижения человека, за то какие оценки он выносит себе и своему окружению. Часто, эго называют ложной частью личности человека.
Происходит это из-за того, что система не может познать сама себя изнутри, а эго это некая внутренняя организация психики, которую невозможно потрогать или увидеть или даже услышать, а значит и познать полностью невозможно. Говоря по- другому, это если бы кого-нибудь попросили описать себя, но при этом он ни разу не видел себя. Как бы он это сделал?
Вот так происходит и с человеком, который практикует йогу. Он знает, или, думает, что знает себя, прилагает усилия, входя в различные асаны, ежась на коврике, говорит о себе: « Я занимаюсь йогой, я йог и т.д. …» А что и ради чего, зачем он это делает? И тут на помощь приходит эго. Садхака отвечает себе на вопрос и, конечно, ответов много….. А что отвечаете себе вы? Особенно тогда, когда тяжело или не комфортно в какой-либо асане, куда вы смотрите в этот момент, что слышите, что чувствуете?
Вот в этот момент ответ дает ВАШЕ эго: оно либо стимулирует, либо говорит, — «А вон, посмотри, и у других тоже не получается», а может так: «Мне так тяжело, это не для меня, мне еще рано, делать такие сложные асаны»… Или же другой вариант: «Вот онона делает, чем я хуже? И я так могу»…
И снова, все не так однозначно, как хотелось бы. Если нет честолюбия в процессе практики асан, скорее всего, нет и реальных результатов. Честолюбие и эго взаимосвязаны и каждый выбирает сам путь, по какому идти.
Древние писания в один тон утверждают, что нужно:
— Не быть привязанным к эго
— Не цепляться за жизнь
— Быть свободным от своих желаний
— Трудиться, не привязываясь к плодам своего труда
Это своего рода отражение закона парадокса или единства противоположностей — выбирайте сами, кому какая парадигма ближе. Все положения истинны только в какой-то мере, всякое доказательство имеет несколько сторон, любая истина частично справедлива только наполовину, проследите ее, и вы обязательно столкнетесь с ее другой стороной. Всякое понятие «существует» и «не существует» одновременно, и поэтому всякое полностью истинное утверждение обязательно должно быть парадоксально.
Все это происходит из-за того что наше эго позволяет видеть нам только одну сторону медали в данный момент. Если допустить, что мы можем разотождествиться со своим телом, эго, то мы, находясь везде и нигде одновременно, смогли бы увидеть все грани того или иного явления. Это было бы похоже на то, как увидеть все точки шара одномоментно, находящиеся как внутри так и снаружи его. Вот в этом и заключается истинное понимание, как наше эго помогает нам расти в практике йоги и как оно одновременно с этим является мощнейшей преградой на пути нашего духовного взросления.
Погружаясь в практику йоги, развивайте осознанность, раскрывайте механизмы работы Вашего эго и ищите путь к своему истинному Я!