Шива Самхита, один из первоисточников йогической науки в отношении разновидности йоговговорит следующее:
«Знай о том, что постигающих йогу можно разделить следующим образом:
— слабый
— умеренный
— ревностный
— ревностный в наивысшей степени
Последние являются наилучшими из всех остальных, кто плывёт по океану жизни…
— Слабому даётся практика мантра-йоги. Это невнимательные, малоинициативные, цепляющиеся за мелочи и болезненные люди. Он достаточно скупы, привязаны к еде, обладающие жестокостью и раздражительностью, мало знающие помимо того, что от них обычно требуется. С настойчивостью и усилием такой тип учеников достигнет успеха за двенадцать лет…
… Умеренному даётся практика лайя-йоги (йога растворения сознания в Едином, устранение двойственности мышления). Такие ученики свободны от предрассудков, сострадательны, стремятся самостоятельно мыслить и приносить пользу, не впадающие в крайности и мягкие в речах…
… Ревностного посвящают в учение хатха-йоги. Эти ученики обладают устойчивостью, независимостью, крепким умом, великодушием, снисходительностью, правдивостью, смелостью, почтением к своему Гуру, заинтересованностью в йоге и знанием лайя-йоги. Знай, что такой тип учеников достигнет успеха в течение шести лет…
… Ревностный в наивысшей степени ученик обладает способностью к постижению всей йоги. Такой человек обладает высоким уровнем энергии, инициативностью, обаянием, героизмом, знанием шастр (священных писаний), свободой от влияния эмоций, бесстрашием, решительностью, умеренностью в еде, удовлетворённостью, талантом, религиозностью, приятной речью, верой в священные тексты. Почитающие Гуру и Бога, воздерживающиеся от растраты времени по пустякам, находящиеся в расцвете своих жизненных сил, постигшие Адхиматру (степень отрешённости, когда мирское наслаждение воспринимается как источник будущей боли) такие ученики добьются успеха за три года
Так же как и учитель йоги, ученик может быть «классифицирован» по степени преобладании в нем одной из трёх гун материальной природы: саттвы, тамаса либо раджаса.
Если практикующий йогу находится под воздействием гуны невежества (тамаса), то он будет обладать ленью, низкой мотивацией к собственному развитию, привязанностью к еде, сну, всевозможным удовольствиям тела и ума. Есть вероятность, что такой человек может стать фанатиком, впав в силу уснувшего интеллекта в зависимость от своего авторитарного учителя и переходить от одной крайности к другой. Такому последователю реальную помощь окажет практика хатха-йоги (шаткармы, асаны, пранаямы), т.к. она способна «усмирить» гуну невежества.
Садхака, находящийся под преимущественным влиянием гуны страсти (раджаса) будет обладать склонностью к деятельности ради самой деятельности, он может впадать в различные зависимости от внешних агентов (алкоголь, наркотические препараты, специфические практики), которые будут «открывать» для него (как ему кажется) «новые» уровни сознания. Такой практик ввиду избыточной и слабо контролируемой энергии может даже навредить своему телу, например, проигнорировав принцип ахимсы, либо практику брахмачарьи. Помощью в преодолении раджа гуны и суеты ума является регулярная и настойчивая практика мантраяны.
Ученик йоги, находящийся под подавляющим воздействием гуны благости обладает стойкостью, умеренностью и восприимчивостью. Он свободен от резких колебаний, неконтролируемых чувств и эмоций. Соблюдая предписания йоги в течение длительного времени и следуя всем наставлениям своего Гуру, он быстро проходит все «опасные участки» на пути собственного развития и уверенно поднимается по ступеням эволюции и самореализации.
Очевидно, что данная классификация йогов примерна и условна и не отражает всех возможных характеристик каждой индивидуальности человека, идущего по пути йоги