Бодхисатва | бодхисаттва

Абхьяса
26.12.2017
Касты и духовное развитие
26.12.2017

бодхисатва

Путь Бодхисатвы не обязательно идет через монашество. Основная цель – Просветление – развитие иного чистого недвойственного видения, в котором сансара и Нирвана сливаются.

Поэтому для практики условия не являются определяющими. Чем больше стрессов и отвлечений, тем сильнее укрепляется бодхичитта (стремлении к самоотдаче и служению на благо всех живых существ) и больше возможностей развить недвойственное восприятие (видение пустотности в самом неблагоприятном).

Мудростью (Праджня) на пути Бодхисатв становится постижение пустотности (т.е. отсутствия реальной основы двойственного восприятия) и, как следствие, нереальности сансары и всех ее страданий.

Сансара и Нирвана для Бодхисатв становятся одним целым, где сансара представляется искаженным восприятием реальности, подобно тому, как человек в темноте принимает веревку за змею (все зависит от состояния ума и угла зрения), поэтому сама идея освобождения выступает как нереальная.



Последователи Махаяны считают освобождение Архатов несовершенным. Архат освободился от страстей и привязанностей, но остался в гносеологической ловушке, поскольку личное освобождение предполагает идею существования индивидуального «я».

Пока для человека реальна идея «я» и «не я», «я» и другие, сансара и нирвана, он продолжает оперировать двойственными категориями и, следовательно, не постиг идею пустотности всего.
Отказываясь даже от нирваны, жертвуя своим эго на благо всех живых существ, Бодхисатвы, тем самым, становятся пустыми, освобожденными от иллюзии «я».

Освобождаясь, Архат покидает сансару, и все его энергии уходят вместе с ним, поэтому путь Архатов не предполагает служения Богам. Будда для них – реальное лицо, живший в определенное время человек, достигший состояния и указавший путь другим.

Бодхисатва. Возвращение в сансару

Бодхисатва – тот, кто постиг опыт Нирваны (получил плод Архатства) и, сохранив его внутри себя самого, вернулся в сансару для следующего этапа – слияния сансары и нирваны и всех двойственным представлений. Бодхисатвы представляют собой просветленное сознание, действующее в мире сансары.

Бодхисатва остается в сансаре, пока все живые существа не будут спасены. Но пребывание Бодхисатвы в сансаре относительно. Его сознание настолько свободно, что будучи в состоянии Нирваны, он способен одновременно находиться в разных мирах сансары, помогая, спасая, обучая, просто наделяя эти миры своей энергией.

бодхисатва

Поэтому в традиции Махаяны так много Богов и Богинь – свободных существ с недвойственным восприятием, призывая и поклоняясь которым человек обретает защиту и спасение. Все они именуются Буддами, т.е. пробужденными от тьмы невежества и свободными от ограниченности сансарным восприятием мира Высшими Существами, которые остаются в пределах досягаемости жителей миров желаний и страстей, помогая последним достичь освобождения и окончания страданий.

Термин Будда становится здесь олицетворением эталонного состояния пробужденности от тьмы невежества, в которой каждая веревка видится опасной ядовитой змеей.
Но также следует иметь в виду, что Путь Бодхисатвы и идея самоотдачи не означает отсутствие практики очищения ума от омрачений. И Махаяна, и Хинаяна основываются на одних и тех же Учениях – Сутрах, предписывающих определенные методы достижения сознания Будды.

Пока ум не будет чист от концепций, обусловленностей, влечений, неприятий, желаний, никакое недвойственное восприятие в принципе невозможно. А самоотдача и помощь другим все равно останутся на уровне эго и желания оказаться полезным, нужным, а не на стремлении оказать благо другому. Поскольку понятие блага – относительное. В одном случае нужно погладить по голове, в другом – ударить палкой. В одном случае нужно проявить милость и сострадание к врагу, в другом – жесткость и непоколебимость по отношению к родному и близкому человеку.


В буддизме существует много историй на тему бодхичитты. Одна из них рассказывает, как в один монастырь повадился ходить олень. Монахи так его полюбили, что всегда привечали вкусной едой и своим ласковым отношением. Однажды настоятель прознал об этом случае. И в следующий приход оленя поколотил его палкой и прогнал. Монахи недоумевали, почему Учитель так жестоко поступил. Тогда настоятель объяснил. Олень привык к доброму отношению монахов, и станет теперь считать, что все люди такие и перестанет их бояться. И возникнет ситуация, когда его доверчивостью воспользуются какие-нибудь злодеи и убьют оленя. Пусть лучше он боится людей, и это сохранит ему жизнь.

По существу все страдания субъективны, являются следствием накопления обусловленностей, привычек и омрачений ума и вытекающих из этого неправильных действий. И с точки зрения буддизма сводятся к неумению дисциплинировать свой ум.

«Когда ум спокоен, какая разница, где быть» (Шри Рамана Махарши).

бодхисаттва

Хинаяна основывается на обетах, ограничениях и запретах, как способе контроля ума. Махаяна основывается на совершении всех действий через призму блага всех существ, поэтому в одном случае соблюдение обета будет дхармой (правильным действием), в другом, когда личный обет ведет к страданию других существ, правильным будет отказаться от данного обета.

Путь Архата и Путь Бодхисатвы

Путь Архата отсекает все лишнее, чтобы проявить собственный Свет – изначальное состояние Будды. Но следуя такому пути человек часто становится жестким и непримиримым к слабостям других, проявляя обратный эффект – усиление эго.

Путь Бодхисатвы отсекает эго, а все остальное отпадает само, и объединяет, чтобы обрести состояние целостности – все тоже изначальное состояние Будды. Здесь жесткость Архатства сглаживается развитием сострадания ко всем живым существам. Но следуя данному пути с неочищенным или недоочищенным умом, самоотдача и сострадание часто проявляются как раболепие, покорность и смирение из состояния слабости и страха перед более сильным противником.

«Мудрость говорит, что я – ничто…». Все в этом мире относительно и непостоянно, и все, через что человек пытается себя определять – личность, желания, обязанности, увлечения, предназначение, семья, родина, традиция — по сути являются способом успокоить ум, и никак не отражают Истину. Это Путь Архата и путь отречения.

«Любовь говорит, что я – все…». Все существующее в мире, все энергии представлены в самом человеке. Любое определение и выделение чего бы то ни было из контекста целого, любое отрицание и нарушение целостности мироздания – субъективно и тоже никак не отражает Истину. Это Путь Бодхисатвы и путь принятия.

«И между этими двумя протекает вся моя жизнь» (Нисаргадатта Махарадж). Это срединный Путь, в котором сливаются две идеи отречения и принятия.

путь бодхисатвы

Буддисты часто спорят, какой путь лучше – Путь Архата или Путь Бодхисатвы, какое учение истинно – Учение Махаяны или Хинаяны, но все разговоры и споры на эту тему становятся неуместными. Все это только пути, методы и инструменты. Каждый человек выбирает то, что ему ближе, то, что он может принять всем сердцем и безоговорочно поверить.

Когда же человек становится Буддой, когда его двойственный ум замолкает и укореняется в сознании единства всего со всем, следуя индивидуальным путем или на благо всех живых существ, он кардинально меняется, меняется его видение, и все представления путей уходят. А само новое Состояние Просветления вносит лепту в мировой океан Сознания, увеличивая его Пробужденную часть.

Автор статьи — Лариса Семиколенова (Сатья)
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

  • ПросветлениеПросветление
  • Мокша (освобождение)Мокша (освобождение)
  • Этика йоги. НеворовствоЭтика йоги. Неворовство
  • Брахмачарья (воздержание)Брахмачарья (воздержание)